Поиск по сайту


       



Эльсхеймер Адам Elsheimer Adam

1578, Франкфурт - 1610, Рим
<Юпитер и Меркурий у Филемона и Бавкиды> (Дрезден, Картинная гал.) - первое изображение интерьера в современном смысле этого словапозволяет считать Эльсхеймера предшественником голландских художниковинтимистов. Эльсхеймер обращается здесь к <Метаморфозам> Овидия. Речь идет не столько о приготовлении вечерней трапезы в бедном деревенском жилище, сколько о сказочном мире, где люди и боги, связанные глубоким взаимопониманием, симпатизируют друг другу. Понадобилось 50 лет, чтобы Рембрандт, который знал эту работу Эльсхеймера, в своем произведении истолковал данный сюжет как поэтическое и пророческое видение божественного. Среди других значительных картин Эльсхеймера можно назвать оживленные фигурками пейзажи ( <Товий и ангел>, Франкфурт, Исторический музей, в настоящее время авторство Эльсхеймера оспаривается), иногда с удивительными эффектами лунного света ( <Пейзаж с бегством в Египет>, 1609, Мюнхен, Старая пинакотека), сцены в интерьере, освещенные искусственным светом ( <Юдифь>, Лондон, Эпсли Хаус), и мифологические или религиозные композиции с большим количеством персонажей ( <Мученичество св. Лаврентия>, Лондон, Нац. гал.; <Мученичество св. Стефана>, Эдинбург, Нац. гал. Шотландии; <Крещение Христа>, Лондон, Нац. гал.; , Эдинбург, Нац. гал. Шотландии), нередко полуфантастические ( <Пожар Трои>, Мюнхен.. Старая пинакотека). Кроме того, следует отметить, что в Штеделевском художественном институте во Франкфурте хранится ряд прекрасных картин художника. Эльсхеймер был также замечательным рисовальщиком. Его этюды с натурщиков, отличающиеся большим реализмом, служили примером для Рембрандта, у которого, вероятно, их было множество. Вместе с тем, очень трудно определить конкретные местности, послужившие прототипами для его живописных пейзажей; их контуры, намеченные легко и мастерски, свидетельствуют о в высшей степени искусном творческом почерке. Эти пейзажи следует рассматривать не как изображение реального ландшафта, а как идеальное видение, в котором объединены различные мотивы и которое гармонично оформлено в духе барокко. Гуашевые пейзажи Эльсхеймера темносерые по колориту с оттенками белого и редкими цветными пятнами свидетельствуют о совершенном мастерстве пространственного построения, аналог которому мы находим лишь в позднем творчестве Рембрандта. В Германии поклонниками искусства Эльсхеймера были лишь некоторые второстепенные художники: Иоханн Кёниг и Томас фон Хагельштайн. Зато оно нашло своих поклонников среди лучших представителей живописи барокко. Так, в Риме в окружение Эльсхеймера входил Рубене. Рембрандт познакомился с его творчеством через Хендрика Гаудта, ученика Эльсхеймера, и через своего учителя Питера Ластмана. Именно Эльсхеймер подготовил пространственное видение Клода Лоррена и голландских <романистов> (Пуленбург, Пейнас, Бренберг, Эйттенбрук). Несомненно его влияние испытал и Сарачени. В письме, отправленном в Рим Рубенсом в момент смерти Эльсхеймера, можно прочесть: <По моему мнению, ему не было равных в области маленьких фигур, пейзажа и во многом другом>.

Дата публикации: 21-7-2010
Прочитано: 1562 раз
-  2  -
[<]1 |  2