Поиск по сайту


       



Энсор Джеймс Ensor James

I860, Остенде - 1949, там же
не сочетается с пленительностью. В картине к религиозному сюжету добавлена тема маски. Полотну предшествовало шесть больших этюдов углем (1885- 1886), названных <Ореолы Христа, или чувствительность света>. Картина является развитием третьего <ореола> - <Живой и лучистый вход в Иерусалим> (1885, Гент, музей). Но художник значительно изменил несколько мистический и символистский эскиз. В некотором роде Энсор здесь сводит счеты с обществом, в котором он вынужден жить. Это выражается в форме фламандских <моралите> XVI в. Босха, Брейгеля и маньеристов, в которых библейская тема соседствует с социальной сатирой. Хрупкая и миниатюрная фигура Христа похожа на проблеск безмятежности, который уносит огромная волнующаяся толпа. Лица на первом плане похожи на маски и символизируют ложь. Шероховатая фактура и пестрота карнавальных масок позволили художнику расширить выразительные средства живописи диссонансом красок и гротескными преувеличениями. Энсор писал: <Маска дает мне свежесть тонов, сверхострую выразительность, пышный декор, неожиданные широкие жесты, хаотичность движений, изысканную неугомонность>. Лучшие картины Энсора, написанные после 1888, продолжают тему въезда Христа ( <Интрига>, 1890, Антверпен, Кор. музей изящных искусств; <Скорбящий Христос>, 1899, Гент, частное собрание). <Въезд Христа> был исключительным явлением и не нашел последователей в Бельгии. Его отзвуки появились позже у ван ден Берге. В течение всего этого плодотворного периода Энсор не оставляет занятия пейзажем (виды пляжа и порта Остенде) и натюрмортом, которые он пишет в очень светлых тонах, часто используя белую краску. Энсор был и замечательным рисовальщиком и офортистом (первые офорты исполнены в 1886). Офорты тех лет не уступают живописным произведениям художника. Он использовал рембрандтовские линию и эффекты светотени. Его офорты часто повторяют сюжеты его картин, хотя, возможно, наобороткартины писались на сюжеты гравюр. Встречаются и оригинальные композиции ( <Собор>, офорт, 1886 и 1896) и очень лиричные композиции ( <Фонарь>, офорт, 1888). В <Банях в Остенде> (офорт, 1899) с помощью быстрой и прерывной линии с юмором передан эффект толпы. Автопортреты Энсора, будь они написаны, нарисованы или выгравированы, свидетельствуют об огромном интересе к самому себе, Они затрагивают пародийное ( <Энсор в яркой шляпе>, 1883, Остенде, музей Энсора), неприличное, мрачный бурлеск (офорт <Мой портрет в 1960 году>, на котором он представил себя в виде скелета). После 1900 богатство воображения и твердость руки изменили Энсору. Его творчество укладывается в двадцать лет, но художнику оставалось прожить еще полвека. Лихорадочная работа лишила его возможности восстановить свои силы; отныне он <систематически занимается автоплагиатом> (по выражению П. Хасартса в книге <Джеймс Энсор>, Брюссель, 1957). Так, умножаются виды Остенде, исполненные в очень бледной тональности ( <Порт Остенде>, 1933, Париж, частное собрание). В 1929 Энсор получает титул барона. Он живет в Остенде, окруженный поздно пришедшим уважением, ценности которого он не переоценивает. Часами он играет на пианино; задолго до своей смерти он оставляет живопись. Хотя Энсор был предтечей сюрреализма и экспрессионизма, эти два течения европейской живописи развивались независимо от путей, открытых Энсором. С 1886 по 1922 он исполнил 138 гравюр, к ним можно

Дата публикации: 3-6-2010
Прочитано: 1763 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3[>]