Поиск по сайту


       



Византийская Живопись

История византийской живописи
аскетичного идеала на лике святого контрастирует с твердостью классического канона фигуры архангела. Другая миниатюра этой же рукописи представляет императора, окруженного высшими придворными и стоящего в неподвижной позе, руководя церемониалом. Здесь предпочтение отдается декоративному эффекту, роскошным одеждам, но полуфигуры ангелов за троном сохраняют еще некоторую мягкость поз и объемность, несмотря на тенденцию к линеарности. Линеарность и абстракция более характерны для других произведений XI в. В <Псалтыре>, написанном в Студитском монастыре в Константинополе в 1066 (Лондон, Британский музей, 19.352), и в <Евангелии>, исполненном, вероятно, в той же мастерской (Париж, Нац. библиотека, gr. 74), хрупкие фигуры не имеют больше ни веса, ни объема, но их силуэты остаются элегантными и прорисованными уверенной линией. Рельфно изображены только лики. Сеть тонких золотых линий, покрывающая одежду, имитирует искусство эмали и подчеркивает переливы цвета. Евангельский рассказ иллюстрирован вплоть до мельчайших деталей. Те же особенности нарративной композиции характерны и для <Евангелия> начала XII в. (Флоренция, библиотека Лауренциана, Plut. VI-23). Но здесь совершенно другая иконография сцен, но и другой стиль: персонажи кажутся более устойчивыми, драпировки более рельефными, позы более разнообразными. В общих чертах, миниатюра эпохи Комнинов отмечена возвращением к классическим образцам, но не имитирует их, как в Х в. Значительное место начинает занимать и орнамент, добавляя этим произведениям своебразное очарование. Один из лучших примеров этой группы - <Евангелие> из Палатинской библиотеки в Парме (Palat. 5). Основная часть известных нам рукописей датируется XIXII вв. <Октатеки> (восемь первых книг Ветхого Завета) имеют нарративные иллюстрации, столь же детализованные, как и миниатюры <Евангелия> из Парижа и Флоренции (в последней рукописи миниатюры располагаются в виде лент в тексте). <Псалтыри> иллюстрируются миниатюрами на полях или на целую страницу. Из трудов отцов церкви предпочтение отдается <Словам> Грегория Назианзина. Были созданы и миниатюры к <Христианской топографии> Косьмы Индикоплова, автора VI в., и мистическое произведение <Святая лествица> Иоанна Климака, другого автора VI в. В эпоху Комнинов была создана серия миниатюр к <Клятве Богоматери>, приписанная монаху Иакову из монастыря Каккинобаплос, изображающие эпизоды из жизни Марии. Кризис искусства миниатюры (XIVXV ев.). Искусство миниатюры уже, кажется, не играло той роли, что в предшествующие столетия. Интерес гуманистов к древним авторам проявляется в рукописях медицинских трудов Гиппократа, <Идиллий> и небольших поэм Феокрита и Досиада, миниатюры к которым вдохновлены античными образцами. От этой эпохи также дошло <Евангелие> на греческом и латыни, иллюстрированное множеством миниатюр (Париж, Нац. библиотека, gr. 54). Экспансия византийского искусства. На протяжении тысячелетнего существования Византийской империи ее искусство блистало в завоеванных ею или смежных с ней странах и простиралось далеко за ее пределы. Особенно сильным было

Дата публикации: 22-6-2010
Прочитано: 2499 раз
-  10  -
[<]1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |  10  | 11[>]