Поиск по сайту


       



Византийская Живопись

История византийской живописи
наследию можно отнести и светлые и гармоничные композиции, а также расположение фигур по центральной оси. Некоторые темы даже вдохновляются античными композициями, например, <ХристосДобрый Пастырь>, сидящий в окружении овец, или <Давид>, играющий на лире и окруженный животными, - связаны с изображением Орфея, завораживающего зверей. Эта преемственность по отношению к античной традициидру- гая характерная черта византийского искусства. Ниже мы увидим, что различные византийские <ренессансы> отличались сильным влиянием античных образов. Впрочем, в отличие от Запада, в Византии никогда не прерывались связи с античностью. Творческая активность Константинополя в ее непрерывности была связана с постоянными завоеваниями и была более или менее напряженной в зависимости от различных исторических периодов. Однако художественные мастерские существовали всегда, даже во время иконоборческого периода, когда преобладали светские темы. Этим можно объяснить техническое превосходство произведений, исполненных константинопольскими мастерами. Вкус к цвету, к дорогим материалам наблюдается везде, идет ли речь о мозаике на золотом фоке, эмали, золотых и серебряных изделиях, миниатюре или иконах, написанных также на золотом фоне. Пышность и великолепие церквей могли поразить с первого взгляда, но эта пышность была данью божественности, обитель которой должна была быть равной, если не превосходить своим богатством, дворец императора, викария Христа. Таким образом, византийское искусство было искусством религиозным, в становлении которого преобладало влияние догмы и литургии. Более всего оно проявляется в программах культовых зданий. Иконографические программы. IVVIII вв. В письме, написанном примерно в конце IV в.. св. Нил в ответ на просьбу, адресованную ему епархом Олимпиодором, советовал последнему изобразить крест в апсиде только что основанной им церкви и расположить по обе стороны нефа сцены из Ветхого и Нового Завета, <чтобы неграмотные люди, не умеющие прочесть Священное Писание, узнавали его взглядом>. Эту воспитательную функцию образа рекомендовали и великие схоласты, которые считали зрение важнее слуха, так как оно позволяет лучше понять смысл Евангельских событий. В этот же период вырабатывается и другая декоративная система. Она развивается в <мартириумах> (зданиях, построенных на мощах мученика) и, особенно, в памятниках, возведенных в Святых местах Палестины и увековечивающих значительные события священной истории. Ветхозаветные сцены дополнялись эпизодами из жизни Христа (детство, чудеса и Страсти), которые соответствовали различным аспектам теофанических тем. Если на Западе вытянутый план базилик предопределил развитие наративных циклов (например, сцены из Ветхого Завета в ц. СантаМария Маджоре в Риме или сцены из Нового Завета в ц. СантАполлинаре Нуово в Равенне), то на Востоке , предпочтение отдавалось программе, вытекающей из декорации мартириумов, включающей в себя сцены из Ветхого Завета и эпизоды из жизни Христа, рассмотренные в аспекте теофании (впрочем, в то время еще не было выработано

Дата публикации: 22-6-2010
Прочитано: 2307 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11[>]