Поиск по сайту


       



Византийская Живопись

История византийской живописи
единой системы). Таким образом, в ц. в Перушнице (Болгария) чередовались библейские и евангельские сцены, а в базилике св. Дмитрия в Салониках идея благочестия выражалась мозаикой в форме exvoto. IXXI вв. Квадратная в плане и увенчанная куполом церковь уподоблялась микрокосму; ее структура напоминала строение Вселенной. Тип декора, известный нам в основном по описаниям IX-Х вв., акцентировал внимание на этом символизме христианского мира, согласно которому церковь есть земное небо, где обитает Отец небесный. С купола, то есть с неба, Христос как бы <наблюдает за Землей и размышляет над ее устройством и управлением>. На этой Земле изображенные под куполом пророки, апостолы, мученики и отцы церкви, символизируют церковь, <предвосхищенную патриархами, возвещенную пророками, основанную апостолами, совершенную мучениками и украшенную отцами церкви>. Но христианский мир, предсказанный пророками, может быть установлен лишь на основе Боговоплощения, инструментом которого является Богоматерь, изображенная в апсиде. Этот тип декора, имеющего, скорее, абстрактный характер, постепенно уступает место другому, который получил широкое распространение. Образы ХристаПантократора и Богоматери попрежнему изображаются в куполе и апсиде, сохраняются и различные категории священных персонажей, но идея спасения выражается теперь евангельскими сценами, связанными с Боговоплощением, Страстями и Воскресением Христа. В литургических документах имеются списки <Великих праздников> Спасителя и Богоматери, которые варьируются в различных списках, эти отличия особенно чувствительны в монументальном искусстве, поскольку количество изображений в церкви зависело от имеющегося в ней пространства. С XI в. минимальная программа включала в себя главные события из жизни Христа и Успение Богоматери. Тайной вечере предпочиталось Причащение апостолов. За алтарем, где священник готовил евхаристическую жертву, изображали Христа, дающего апостолам хлеб и вино. В базиликальных храмах, особенно в Каппадокии, долго придерживались старинных приемов: теофания изображалась в апсиде, а на стенах разворачивался наративный цикл, в котором сцены. соответствующие церковным праздникам, не выделялись. XIIXV вв. В верхних частях храмов сохранялась мозаика, но с XII в. она все чаще уступает место фреске, которая начинает занимать всю поверхность стен и сводов. Это повлекло за собой развитие иконографических программ. Так. автор конца XI в. писал: <Те, кто носит звание священника, знают и распознают то, что происходит в литургии, - изображение страстей, погребения и воскресения Христа. Но они забывают, что литургия напоминает также второстепенные эпизоды явления Христа, спасения, непорочного зачатия, крещения, призвания апостолов...> Для других экклезиастов литургия также связана со всеми эпизодами Евангельской истории. Те же идеи вдохновляют и художников, развивающих иконографические циклы. Помимо главного события изображаются второстепенные эпизоды, дополняющие их чудесами и притчами и отдающие важное место апокрифическому житию Богоматери. Кроме того, представлены сцены из жизни святого патрона церкви и других святых, а также литургический календарь и менологий. изображаемый на стенах нартекса вместе со специальными образами на каждый день года. Влияние литургии затрагивает и другие новшества. Если раньше святые епископы были изображены в фас и в полный рост внутри

Дата публикации: 22-6-2010
Прочитано: 2420 раз
-  3  -
[<]1 | 2 |  3  | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11[>]