Поиск по сайту


       



Византийская Живопись

История византийской живописи
полукружия апсиды, то теперь они священнодействуют, повернувшись к алтарю, на котором представлен Христосмладе- нец. Причащение апостолов дополнено торжественной процессией, во время которой дары подносятся на алтарь, это изображение задумано под знаком Вечности Божественной литургии, которую служит Христос с ангелами. Влияние литургии, а также все более процветающий культ Богоматери, побуждает художников иллюстрировать посвященные ей гимны. Проиллюстрирована каждая из 24 строф <Акафиста>, прославляющего Марию. Композиции, вдохновленными рождественскими стихарями, изображают весь мир, приносящий свои дары Богоматери и младенцу. Изображаются также верующие вокруг иконы Богоматери, исполняющие гимны в ее честь. Введенные в композицию Библейские сюжеты также связаны с образом Богоматери, поскольку эпизоды с лествицей Иакова, Моисеем и Неопалимой купиной и другие рассматриваются как образы или прототипы Марии и Боговоплощения. Связь между убранством церкви и историей Церкви выражалась изображением Вселенских соборов. На стенах нартекса часто помещали изображение Страшного суда. Вся энциклопедическая программа развивалась таким образом на протяжении XIIIXIV вв. и была тесно связана с церковными догматами и литургией. Стилистическое развитие. Ранний период (IVVIII вв.): стенная живопись и мозаика. В целом ранний период развития византийской живописи был периодом переходнымот искусства поздней античности к византийскому искусству. В ц. св. Георгия в Салониках портреты мучеников еще подчиняются классическому идеалу красоты, а архитектурные фоныопираются на древние образы античных театров. В базилике св. Дмитрия в Салониках фигуры, представленные в двух измерениях, в неподвижных позах, со схематичными складками одежд свидетельствуют о стиле, все более удаляющемся от художественного языка античности. Однако эти постепенные трансформации не являются общим правилом. Другие произведения характеризуются колебанием, возвратом назад или одновременным присутствием обеих тенденций. Множество серебрянных блюд с чеканными образами отмечены клеймами времен правления императора Ираклия I (610-641). Одни украшены мифологическими сюжетами, другиесценами из жизни Давида, но все они носят печать античного стиля в трактовке объемов и в позах персонажей. Напротив, на серебряном дискосе, датированном эпохой правления Юстина II (565-578, Константинополь, музей) <Причащение апостолов> исполнено в линейном стиле без какого то ни было следа античной традиции. Впрочем, стилистические отличия не связаны с изображаемым сюжетом, поскольку на другом дискосе (Вашингтон, музей Домбартон Оке), созданном также во времена царствования Юстина II, <Причащение апостолов> трактовано в пластике, близкой антикизирующим блюдам с изображением мифологических и библейских сюжетов. Другие произведения, как, например, большие иконы <Св. Петр>. <Богоматерь с младенцем на троне в окружении ангелов и двух святых>, свидетельствуют о сосуществовании в константинопольских мастерских двух тенденций: с одной стороны, использование художественных

Дата публикации: 22-6-2010
Прочитано: 2499 раз
-  4  -
[<]1 | 2 | 3 |  4  | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11[>]