Поиск по сайту


       



Византийская Живопись

История византийской живописи
произведения появляются в Константинополе, Салониках. Никее, Охриде, Дафни. Кроме того. многие скальные церкви Каппадокии являют собой замечательные примеры провинциального искусства и проникновения в него столичного влияния. Вкус и смысл цвета во всем своем великолепии проявляются в сверкающих мозаиках, которые, кажется, излучают свет. Византийские художники не стремятся воспроизвести точные оттенки предметов или элементов пейзажа, они больше заботятся о цветовой гармонии и искусно соединяют композиции и отдельные фигуры с архитектурой самой церкви: фигуры стоящих располагаются в барабане купола и арках, полуфигуры - в люнетах, бюсты вписываются в медальоны на распалубках сводов и в верхней части арок. За кажущейся простотой композиций скрывается точная наука расположения фигур, уравновешивания масс, отношений заполненных и пустых пространств. Чувство классической красоты царит в произведениях. непосредственно связанных с Константинополем, но поиск идеальной красоты идет рука об руку с одухотворением экспрессии. Глубокое чувство сдержанности придает всем изображениям большое достоинство, эмоции выражаются легким движением бровей или едва намеченным жестом. Случайные детали полностью исключаются. Размещенные в ирреальном мире, на золотом фоне, фигуры изображены в спокойных позах, гармоничные композиции кажутся вне времени и пространства, как и те ясные истины, зримым образом которых они являются. Эпоха Комнинов (1081-1204). После политического упадка наследников Василия II и утраты Малой Азии, завоеванной турками-сельджуками, к власти приходит феодальная семья Комнинов, которая восстанавливает былое могущество империи. Эти императоры покровительствовали ученым, эрудитам и художникам, в их царствование Константинополь вновь познают расцвет культуры. Писатели, близкие к императорскому двору, были влюблены в классическую культуру, но в религиозных произведениях на первый план начал выходить мистицизм. Выше говорилось, что это влияние более всего проявитесь в иконографических программах. Гимны Симеона Нового Теолога, великого мистика конца Х - начала XI в. полны нежности к Спасителю и подчеркивают смирение страдающего Христа. Эти сочинения помогают понять образ сострадающего Христа, который заменил суровую фигуру Пантократора и нежное и скорбное выражение Богоматери (например, в иконе <Богоматерь Владимирская>, в начале XII в. попавшей из Византии в Древнюю Русь) и, особенно, острые эмоции в сценах Страстей. Существует огромное различие между строгим и сдержанным классическим стилем памятников X-XI вв. и фресками в ц. св. Пантелеймона в Нерези (1164), которые знаменуют собой важный этап в развитии византийской живописи. Тенденции искусства XII в. проявляются в более выраженном стремлении к реальности, в желании индивидуализировать традиционные типы, в интерпретации эпизодов, где чувства скорби и нежности выражаются с большой силой. Фигуры становятся более аскетичными и утрачивают

Дата публикации: 22-6-2010
Прочитано: 2307 раз
-  6  -
[<]1 | 2 | 3 | 4 | 5 |  6  | 7 | 8 | 9 | 10 | 11[>]