Поиск по сайту


       



Византийская Живопись

История византийской живописи
свою монументальность, беспокойные складки одежд передают движение, графическая прорисовка усиливает выразительность ликов. К концу XII в. эти тенденции приводят к своеобразному маньеризму, преувеличенному динамизму, который зачастую не имеет прямой связи с изображаемым эпизодом. Эпоха Палеологов (1261-1453). После возвращения независимости Константинополю, оккупированному крестоносцами в 1204-1261, Византийская империя уменьшилась территориально. Ей угрожали со всех сторон, а изнутри ее раздирали междоусобицы. Тем не менее она пережила последний период расцвета. Вновь оказалось в чести изучение классической античности, научные и философские сочинения, в частности, труды филологов предвещали и подготовили гуманизм итальянского Возрождения. Повсюду воздвигались и украшались роскошные церкви. Исчезнувшая было мозаика вновь обрела популярность, ее широко использовали в ц. Кахрие джами в Константинополе. Художники этого периода отказались от маньеризма конца XII в.: они заменили линейный стиль рельефным изображением, которое с помощью цветовых пятен показывает формы и часто апеллирует к более ранним произведениям византийской живописи. исполненных в античной традиции. Подражание античности, величественные персонажи, сиены, развернутые в естественном обрамлении и оживленные лирическим порывом, самым блестящим образом отразились в XIII в. в живописи ц. св. Троицы в Сопочанах, а в XIV в. (с достаточно явными стилистическими различиями) - в мозаиках и фресках ц. Кахрие джами. Художники эпохи Палеологов перенимают и развивают тенденции, проявившиеся в XII в. Композиции обогащаются, увеличивается число второстепенных персонажей и аксессуаров. Динамичная толпа располагается в центре пейзажа или архитектуры, изображенных так, чтобы передать некоторое впечатление пространства. Живописные детали, порой заимствованные из повседневной жизни, оживляют религиозные сцены, вместе с тем эпизодам Страстей придается патетический характер. Искусство XIV в. чаще стремится растрогать зрителя выражением нежности, чем взволновать его изображением страданий. Могучее искусство XIII в., в котором выразятся интерес к реальности, подражанию природе, предполагало и дальнейшую эволюцию в этом направлении, но постепенно оно уступило место искусству, еще отмеченному глубокой духовностью, но в котором уже доминировали поиск элегантности и декоративизма. Можно предположить, что это отступление вызвано победой мистической сектой исихастов над рационалистами, в числе которых был и монах Варлаам (ок. 1290-1348). Для исихастов вераэто видение сердца, превышающее возможности разума, с помощью созерцания человек может постичь невидимое. Эта концепция иррациональной реальности божественных вещей отдалила художников от поиска реальности материальной и задержала новаторское движение XIII в. Поствизантинский период. Взятие Константинополя турками в 1453 положило конец художественным экспериментам в

Дата публикации: 22-6-2010
Прочитано: 2499 раз
-  7  -
[<]1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |  7  | 8 | 9 | 10 | 11[>]