Поиск по сайту


       



Византийская Живопись

История византийской живописи
в античной манере: самой знаменитой из них является <Парижская псалтирь> ( <Греческая псалтирь>. Париж, Нац. библиотека, gr. 139). Иногда ее считали произведением VII в. по причине архаического характера миниатюр в целую страницу. На самом же деле, онаодин из главных памятников Македонского Возрождения Х в. Миниатюры <Парижской псалтири> неравнозначны. но многие из них (например. <Давид, играющий на лире>, вдохновленный аллегорией Мелодии, или <Молитва Исаии> в окружении аллегорических фигур Ночи и Утра) свидетельствуют о высочайшем мастерстве миниатюристов той эпохи. В миниатюре <Давид и Голиаф> фигуру Давид поддерживает фигура крылатой девушки, символизирующая мощь, в то время, как за фигурой Голиафа мы видим обезумевшую и убегающую фигуру Бахвальства. По характеру композиций, изображению пейзажей, рельефности драпировок, величественной осанке персонажей, идеальной красоте ликовэти миниатюры гораздо ближе античным образцам, чем монументальная живопись. На пергаментном свитке из Ватиканской библиотеке ( <Свиток Иисуса Навина>) сцены из жизни Иисуса Навина следуют друг за другом в виде длинного фриза; рисунок этих миниатюр, оживленных аллегориями, является другим замечательным примером антикизирующего искусства. Связи с античными образами становятся более очевидными, когда речь идет о произведениях античных авторов или изображениях евангелистов и пророков. Византийские миниатюристы великолепно использовали эстетику и приемы античной живописи, однако качество миниатюр очень неровное; отличаются они и по стилистике. Так, в миниатюрах рукописи <Слова Григория Назианзина> (Париж, Нац. библиотека, gr. 510), созданных около 880-883 для Василия I и императрицы Евдоксии, некоторые листы исполнены в лучших античных традициях ( <Видение Иезекиля> - красивый лик пророка, грациозная поза ангела, фактура горы и неба, слегка окрашенного в розовые тона), другие (изображения святых) - напоминают святых из тимпана Софии Константинопольской, третьирешены более схематично и однопланово. Мшишнюры XIXII вв. В конце Х - начале XI в. миниатюристы привили византийской эстетике античную манеру, в которой они работали. Великолепными образцами этих изменений являются <Менологий> и <Псалтирь>, исполненные для Василия II (976-1025). Над <Менологиями> (Ватиканская библиотека. gr. 613) работали восемь художников, каждый из которых подписался своим именем. Здания и пейзаж напоминают здесь задник и не создают ощущения реального пространства; формы утончаются, динамизм смягчен. Отличия от художников Х в. особенно заметны при сравнении сцены из жизни Давила из "Псалтири Василия II" (Венеция, библиотека Марчиана, gr. 17) с миниатюрами <Парижской псалтири>. Аллегории исчезают, а персонажи, расположенные в одной плоскости, утрачивают свою величественность. Но эти миниатюры, как и другие императорские заказы, исполнены с очень большим мастерством. Сборник <Слова Иоанна Златоуста> (Париж, Нац. библиотека, Coislin 79), созданный по заказу императора Никифора III Вотаниата (1078- 1081), украшен множеством портретов императоров и императриц. В миниатюре с изображением императора, стоящего между Иоанном Златоустом и архангелом Гавриилом, выражение

Дата публикации: 22-6-2010
Прочитано: 2420 раз
-  9  -
[<]1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |  9  | 10 | 11[>]