Поиск по сайту


       



Византийская Живопись

История византийской живописи
Византийская Живопись



ВИЗАНТИЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ

Byzantine peinture Истоки. В 330, 11 мая император Константин I Великий торжественно открыл Константинополь, основанный на берегах Босфора на месте бывшей греческой колонии Вимнтии. Он и его последователи украсили <Новыи Рим> множеством религиозных и светских зданий, однако в первые века своего существования Константинополь еще не играл ведущей роли в развитии христианского искусства. Оно родилось и развивалось в Риме (вплоть до паления Западной Римской империи в 476) и в крупных эллинистических центрах ВостокаАнтио- хии, Эфесе, Александрии, а также в Палестине и в Святых местах. С укреплением Восточной Римской империи при династии Юстиниана, и особенно в годы правления самого Юстиниана (527-565), Константинополь становится крупнейшим художественным центром, где разрабатываются идеи и формы искусства империи и христианской иконографии. И хотя в самом Константинополе не сохранимтесь ни одного образца монументальной живописи этого периода, достаточно легко представить себе характер этого искусства по фрагментам, находящимся в других городах империиФес- салониках, на горе Синай, в Равенне, а также по серебряным блюдам, помеченным клеймом с портретом императора. Византийская эстетика. Византийское искусство известно нам как искусство религиозное. Императорские дворцы и дома знатных вельмож были разрушены, об их убранстве дают представление лишь некоторые весьма общие описания. Но за исключением чисто орнаментальных мотивов, само светское искусство подверглось влиянию искусства религиозного, что особенно заметно в живописи, призванной символизировать императорскую власть. Полностью сохраняя темы. освященные античной традицией, <с конца VI века и, особенно, накануне иконоборческого кризиса начинается подчинение символической христианской иконографии традиционным римским образцами (А. Бочаринни). В том, что касается форм и эстетики, это искусство основано на тех же правилах, что и религиозное. Можно выделить некоторые основные черты византийской эстетики. Одна из нихэто разрыв между образом и реальностью. Человеческая фигура <дематериализована>, в ней как бы приглушены вес и объем и ограничено движение. Персонажи, значительные и торжественные, как правило изображаются в фас, вся их жизнь концентрируется в напряженном взгляде, обращенном на зрителя. Исчезает все приходящее; композиции строятся в двух измерениях, не имеющих ничего общего с материальным миром. Теории, касающиеся характера и функции религиозного образа, - чувственного посредника между верующим и <сверхчувственным>, во многом способствовали развитию этого художественного языка, однако еще античные авторы, например, Плотин, развивали аналогичные идеи о том, что многие вещи, на которые смотрят <духовными глазами>, могут открыть незримое. Больше того, тенденция к <абстракции> также появилась еще в искусстве ранней античности, особенно в восточных провинциях. В Византии, наследнице грекоримских традиций, где культ античности процветал всегда, <абстрактный> характер никогда не достигал того уровня, на котором он существовал в восточных произведениях. Классический канон продолжал соблюдаться. Персонажи, задрапированные в античные одежды, сохраняют, даже изображенными в фас, некоторые черты классических поз. К античному

Дата публикации: 22-6-2010
Прочитано: 2306 раз
-  1  -
 1  | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11[>]