Поиск по сайту


       



Голландия

Истроия живописи в Голландии
Голландия



ГОЛЛАНДИЯ

Hollande Определение <голландская> по отношению к живописи Северных Нидерландов до отделения в XVII в. семи Соединенных провинций от испанских Нидерландов, остается спорным. Это подтверждают и немногочисленные образцы искусства XIV в. (фреска <Распятие>, Утрехт, ц. св. Петра; <Эпитафия Хендрика ван Рейна>, ок. 1363, Антверпен, Кор. музей изящных искусств; <Эпитафия сеньоров де Монтфорт>, ок. 1380, Амстердам, Гос. музей). XV в. Работа Яна ван Эйка при дворе Иоанна Баварского в Гааге в 1422-1424 предопределила развитие голландской живописи в XV в. Его влияние проявилось сначало во взаимодействии с <интернациональной готикой> ( <Портрет Лейзбет ван Дёйвенворде>, ок. 1430, Гаага, Маурицхёйс), а в середине века оказалось в русле широкого проникновения фламандских живописных опытов. Харлем становится центром этого движенияблагодаря творчеству Алеберта ван Оуватера (в 1435-1465) и его ученика Гертгена тот Синт Янса (в 1465-1495), Харлем превращается в оплот эйковской традиции, равный Брюгге в Южных Нидерландах. Работы ван Эйка тесно связаны с произведениями местных мастеров, с их угловатыми силуэтами, более жесткой экспрессией, контрастным освещением и важной ролью пейзажа (Мастер Диптиха из Брауншвейга. Мастер Антверпенского Триптиха, Мастер <Снятия с креста> и - в конце века в ДелфтеМастер <Девы среди дев>). Одновременно начинается творчество Босха, деятельность которого протекала в Буале-Дюк в 1480-1515; его работы в какойто мере предвосхитили развитие нидерландской живописи в XVI в. - от Патинира в пейзаже до Брейгеля в жестах и мимике. XVI в. В начале XVI в. харлемские художники Дирк Боутс и Герард Давид приезжают в Лувен и Брюгге, а Ян Мостарт работает при дворе в Мехелене (в 1519-1529); в эти годы увеличиваются художественные контакты между Северными и Южными Нидерландами. Северным эквивалентом <антверпенского готического маниеризма> стали произведения мастерских К. Энгебрехтса в Лейдене и Я. Корнелиса ван Остсанена в Амстердаме, из которых происходят соответственно Лука Лейденский и Ян ван Скорел. Луке Лейденскому принадлежат замечательные гравюры, в которых заметно влияние Дюрера, Госсарта и Маркантокио Раймондл, этот мастер, работавший сначала в области жанровых сцен, ввел в историческую живопись новую повествовательность. Подобные черты проявились и в творчестве Артгена ван Лейдена, Яна Велленса де Кока, Питера Корнелиса Кунста и Яна Сварта ван Гронингена. Скорел, со своей стороны. утвердил в голландской живописи прямое итальянское влияние, в Италии он открыл для себя античность и произведения ренессансных мастеров. что оказало решающее влияние на формирование его стиля, апеллирующего к Микеланджело и венецианским художникам. Работавший в Утрехте и Амстердаме, Скорел был в Харлеме в 1527-1529 и сыграл важную роль в развитии живописи Мартена ван Хемскерка. Итальянское путешествие Хемскерка (1532- 1536) еще больше усилило влияние античности. Позже он работают в Харлеме до 1570 и стал главным представителем нидерландского маньеризма. Между тем, в Амстердаме, вне рамок стилистических течений вырабатывается специфический жанр группового военного

Дата публикации: 3-8-2010
Прочитано: 1944 раз
-  1  -
 1  | 2 | 3 | 4 | 5 | 6[>]