Поиск по сайту


       



Готика Интернациональна

Направление в истории живописи, между 1380 и 1450 охватившее почти все страны Европы
Готика Интернациональна



ГОТИКА ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ

Gothique International Направление в истории живописи, между 1380 и 1450 охватившее почти все страны Европы, в каждой из которых оно проявлялось посвоему, но сохраняло при этом черты единого художественного языка. В конце XIX в. Луи Куражо выдвинул концепцию <универсальной готичности> ( ), завершившей развитие средневековой живописи; он, однако, не дал точного определения этого феномена, который еще несколько десятилетий оставался практически не изученным, несмотря на несколько значительных исследований А. Шлоссера (1895) и П.Тоэска (1912). Понятие <интернациональной готики> оказалось более подходящим, нежели другие названия: <придворное искусство> ( ), <космополитическое искусство> ( ) или <мягкий стиль> ( ), - поскольку оно указывало не только на общеевропейский масштаб этого направления, но и на непрерывный обмен идеями, общими для живописи разных стран, и на взаимовлияния, столь сильные, что сегодня уже невозможно с уверенностью определить происхождения некоторых произведений. Этот <художественный диалог> - плод культурной и социальной ситуации, общей для разных европейских стран той эпохи, ситуации кризиса и упадка средневековых институтов, которую историк И. Хёйзинга определил как <осень средневековья>. Тем не менее в этой кризисной атмосфере усиливается роскошь больших европейских дворов (Дижон, Прага, Милан, Париж) и аристократических кругов и зарождается меценатство. Придворный церемониал, который сопровождает публичную и частную жизнь, отражается в декоративном богатстве, в рафинированных и томных чувствах, во всеобщем отказе от реальности, что приводит живопись к тонким линейным ритмам и ярким краскам. В то же время, для <интернациональной готики> характерен интерес к описательным деталям, который проявляется в обшей атмосфере, в костюмах и человеческих типажах. Этот сверкающий, но поверхностный реализм отражает динамизм городской жизни и экономики. главным элементом которых становится буржуазия. К концу XIV в. роль буржуазии в экономике и культуре еще больше возрастает, соперничая с придворным меценатством. В эту эпоху, любители живописи предпочитают небольшие по размеру произведения (диптихи, небольшие алтарные образы, миниатюры, гобелены), которые оказываются в одном ряду с предметами роскоши. Все это способствует обмену произведениями искусства и распространению единого стиля. Особым успехом у коллекционеров пользовалась миниатюра, которая станет впоследствии главным проводником нового стиля. Миниатюре во многом обязана и масляная живопись, относительно непопулярная в этот период. Авиньон. Происхождение <интернациональной готики>, учитывая одновременные искания в разных странах и взаимопроникновение влияний, определить нелегко. Однако можно с уверенностью сказать, что большую роль в этом сыграли произведения Симоне Мартини и Маттео Джованнетти, созданные до 1350 в Авиньоне, папской резиденции в 1309-1377. Здесь, в Авиньоне, в атмосфере высокой интернациональной культуры, соединились различные художественные традиции, положившие начало новым художественным концепциям. Прага. Одним из самых ранних отголосков авиньонского

Дата публикации: 5-6-2010
Прочитано: 1957 раз
-  1  -
 1  | 2 | 3 | 4 | 5[>]