Поиск по сайту


       



НЮ Nu

Обнаженная натура
лучше всего понятен на примере творчества Давида. В картине <Клятва Горациев> нет обнаженной натуры, но она есть в <Сабинянках> (Париж, Лувр). Анатомия фигур здесь безупречна: мы видим статуи, раскрашенные так, словно они сделаны из плоти. Все фигуры уравновешены и автономны, мы без труда понимаем, что то, что казалось попыткой придать большую правдоподобность или естественность, на самом деле было только использованием другого языка. Если и существует эпоха, когда обнаженная натура, будучи далекой от природного объекта, была в действительности формой искусства, то эта эпохаXVII и XVIII вв. XIX в. От неоклассицизма к романтизму. Даже в период расцвета неоклассицизма революционная действительность подталкивала концепцию ню к большей правдоподобности (Давид - <Смерть Марата>, 1793, Брюссель, Кор. музей изящных искусств). В 1820-е эстетика неоклассицизма смешивается с первыми проявлениями романтизма, признающего за женщиной менее стертую роль, чем та, которую оставлял ей культ героя. Блейк даже в большей степени, чем Фюсли, придает мужской и женской обнаженной натуре обостренноманьеристическую трактовку ( <Архангел Гавриил с Адамом и Евой>, 1808, Бостон, Музей изящных искусств), а Овербек уделяет много внимания передаче массы с помощью контура ( <Св. Себастьян>, 1813-1816, Берлин, Нац. гал.). Ориентация Прюдона на Корреджо, совершенство его форм, облегченных светотенью, решительно возобновляет связь между любовью и смертью ( <Похищение Психеи>, 1808, Париж, Лувр; <Правосудие и Божественное возмездие, преследующие преступление>, 1808, там же). Появившаяся в самом начале века <Маха обнаженная> Гойи (1805, Мадрид. Прадо) вносит новизну в изображение ню, придавая ей ясный испанский характер. Но этот случай еще единичен. Романтнзм и энгризм. Около 1820 выделяются несколько направлений. В картине Жерико <Плот Медузы> (1819, Париж, Лувр) еще сочетается несколько принципов: подробное изучение анатомии, схемы Микеланджело и Рубенса, динамическая светотень. Чуть позже, особенно в 1824-1827, к изображению женской обнаженной натуры обращается Делакруа. Объединение ню с темой разрушения красоты и темой смерти появляется в его картине <Резня на Хиосе> (1824, Париж, Лувр) и достигает кульминации в работе <Смерть Сарданапала> (1927, там же). Это болезненное восприятие конфликта будет перенято некоторыми аспектами символизма. В XIX в. проходит гораздо более спокойная, длительная эволюция темы ню в творчестве Энграот <Купальщиц> (1807, Байонна, музей) до <Турецкой бани> (1863, Париж, Лувр). Энгр был увлечен скорее <сладострастием форм, чем плоти> (по выражению К. Бланка), в чем проявляется вольность в обращении с анатомией и перспективой. Самые красноречивые примеры тому - <Зевс и Фетида> (1811, ЭксанПрованс, музей) и <Большая Одалиска> (1814, Париж, Лувр). В своих произведениях, созданных в 1830-1850, Шассерио точно отражает выбор эпохи ( <Туалет Эсфири>, 1841, Париж, Лувр; <Алис Ози>, 1850, Авиньон, музей). Во Франции энгристы продолжили поиски учителя, иногда достигая прекрасных успехов в погоне за формальным совершенством (Фландрен - <Молодой человек на берегу моря>, 1855, Париж, Лувр). В Германии Ю. Шнорр фон Карольсфельд и Б. Генелли уделяли больше внимания живой модели, пришедшей на смену неоклассицистическому идеалу. От реализма к импрессионизму.

Дата публикации: 10-7-2010
Прочитано: 2968 раз
-  6  -
[<]1 | 2 | 3 | 4 | 5 |  6  | 7 | 8 | 9[>]