Поиск по сайту


       



Плафоны И Своды

Мы рассмотрим здесь не только орнаментальную, но и фигуративную живопись.
позволял уравновесить фигуры на плоскости. Предпочтение отдается таким сценам, как <Христос во славе> и <Маэста>. Фигуративные сцены, как в СенСаве- не, были очень редки в романских церквях. Готика. Готическая архитектура оставляла очень мало места стенной живописи. Во всяком случае в северной готике фигуративная роспись сводов не использовалась. В итальянской готике, напротив, примеры монументальной живописи встречаются чаще; в XIV в. стены и своды богато украшались росписями. Раннее Возрождение в Италии. Итальянское кватроченто, которое принесло столько нового, практически не затронуло монументальных росписей плафонов и сводов. Этот парадокс можно объяснить тем, что здания были задуманы архитекторами таким образом, что их красота и гармония состояли в соотношении самих архитектурных объемов и плоскостей. В наиболее значительных постройках декоративной живописи отводилась минимальная роль. Более века прошло между постройкой знаменитого купола флорентийского собора и его росписью. Большинство крупных фресковых циклов той эпохи создавались в старых, еще готических постройках, которые хотели обновить. Темы и декоративные схемы раннего Возрождения были близки готическим, а новшества касаются только деталей. Сцены располагаются в линию; среди персонажей преобладают символические фигуры, как, например, <Сивиллы> Гирландайо в капелле Сассетти ц. СантаТринита во Флоренции или <Евангелисты> Фра Анджелико в капелле Николая V в Ватикане. Эти фигуры чаще всего изображены на фоне неба. Они играют второстепенную роль в живописных циклах, и показательно, что их исполнение поручалось ученикам. Таким образом, вклад раннего Возрождения в этой области был очень незначительным, за исключением нескольких редких примеров, открывших путь художникам последующих поколений. Одним из таких примеров были фрески Камеры дельи Спози в Мантуе работы Мантеньи (1461-1472). Здесь можно видеть динамизм, основанный на вертикальной перспективе и иллюзионизме, которые предвещают <открытый> тип росписей сводов. Этот урок вскоре принесет свои плоды. За ним последовал еще один значительный цикл, обновивший традиционную схему, - фреска Мелоццо да Форли <Христос во славе> в окружении апостолов и ангелов в ц. СантиАпостоли в Риме. Возрождение в Риме и Парме. Строительство в Риме при папах Юлии II и Льве Х предоставляло огромные возможности для развития декоративной живописи. Знаменитая Сикстинская капелла дает пример нового и смелого решения проблемы, поставленной большим искривленным пространством. Микеланджело использовал здесь написанные в технике гризайля архитектурные мотивы, которые, не подчиняясь вертикальной перспективе, создают тем не менее иллюзию гармонично построенного пространства. Случай Рафаэля более сложен. В Станце делла Сеньятура в Ватикане членение пространства и символический язык еще близки средневековой традиции, а фон зрительно уменьшает глубину. Новаторство проявилось в Лоджии на вилле Фарнезина, на цилиндрическом своде которой художник изобразил,

Дата публикации: 29-7-2010
Прочитано: 1620 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8[>]