Поиск по сайту


       



Плафоны И Своды

Мы рассмотрим здесь не только орнаментальную, но и фигуративную живопись.
используя гирлянды и <обманки>, <Историю Психеи>. Наконец, в Лоджиях Ватикана Рафаэль закрепил формулу, вдохновленную античными сводами. Таким образом, римские плафоны этого периода все еще принадлежат <закрытому> типу. Влияние Мантеньи и Мелоццо да Форли проявилось в Парме, где благодаря Корреджо восторжествовал <открытый> тип (свод с <окнами> в Камера ди СанПаоло). Корреджо смело использовал возможности вертикальной перспективы в росписях куполов ц. СанДжованни и собора. В первом случае (роспись начата в 1520) разворачивается тема <Видения св. Иоанна>; живопись занимает все пространство купола, за исключением фонаря. Огромные фигуры, написанные в смелых ракурсах, прекрасно вписываются в небесный фон. В <Успении>, украшающем купол собора (между 1522-1530), глубина пространства еще более подчеркнута благодаря расположению фигур в нескольких планах и использованию воздушной перспективы. Пример Корреджо будет воспринят и даже превзойден в эпоху барокко. Маньеризм. Этот удобный и несколько расплывчатый термин применяется по отношению к определенной концепции декоративной живописи вообще, - и росписей плафонов и сводов в частности, - принятой в Италии и других европейских странах в трех последних четвертях XVI в. и в первые годы следующего столетия. Надо заметить, что эта живопись нашла свое применение во дворцах, а не в церквях. Кроме того, плафоны в ту эпоху украшаются фигурными росписями гораздо реже, чем своды, которые вернулись к <закрытому> типу. Они повторяют и подчеркивают архитектурные плоскости, а не растворяют их в воображаемом живописном пространстве. Стукковый бордюр разделяет росписи на компартименты, а сцены смотрятся как самостоятельные картины, часто лишенные глубины и очень небольшие по размеру, что мешает их рассмотреть. Этот тип декора, пришедший из Лоджий Ватикана, часто встречается в Италии. Примером таких росписей может служить плафон Зала Пятисот в Палаццо Веккио во Флоренции, расписанный Вазари и его учениками аллегорическими изображениями во славу города. В Геную маньеристическая декоративная живопись была введена Перино дель Вага, который в Зале гигантов Палаццо Дориа изобразил <Юпитера, поражающего титанов> - тесное переплетение фигур, ни одна из которых не вырывается за рамки фрески. Итальянский маньеризм слишком разнообразен, чтобы подобрать к нему одну формулу. В Парме влияние Корреджо было очень сильным, здесь писали нерасчлененные глубокие композиции (например, росписи в ц. Стекката). Наиболее известным примером является работа Джулио Романо в Зале гигантов Палаццо дель Те в Мантуе, где он очень динамично изобразил сцену <Падение гигантов> с Олимпа, стерев границу между сводом и стеной. Ложная архитектура здесь также участвует в создании иллюзорного пространства. Роль архитектурных мотивов еще больше возрастет в конце века с развитием <квадратуры>, которая не ограничится подчеркиванием плоскости, но продолжает реальную архитектуру церквей и дворцов с помощью воображаемых зданий. Правила этого искусства, требующие прекрасного знания перспективы, были определены болонскими специалистами.

Дата публикации: 29-7-2010
Прочитано: 1718 раз
-  3  -
[<]1 | 2 |  3  | 4 | 5 | 6 | 7 | 8[>]