Поиск по сайту


       



Плафоны И Своды

Мы рассмотрим здесь не только орнаментальную, но и фигуративную живопись.
Плафоны И Своды



ПЛАФОНЫ И СВОДЫ

Plafonds et voutes По своей этимологии слово <плафон> ( ) обозначает плоское перекрытие. Балки могут делить его на отсеки, он может быть украшен плафоном и бордюром, связывающим его со стеной. Когда поверхность изогнута, говорят о <своде>. Росписями украшаются многие типы сводов: коробовые, стрельчатые, цилиндрические, сферические (то есть купола). Мы рассмотрим здесь не только орнаментальную, но и фигуративную живопись. Больше всего для росписи плафонов и сводов подходит историческая живопись в широком смысле слова. Как правило, большая роль отводится небу. В христианском искусстве предпочтение отдавалось триумфальным сценам: Вознесение, Успение, Страшный суд, хор ангелов, триумф святого. В другие эпохи часто использовались аллегорические или мифологические сюжеты с летящими фигурами. В росписи плафонов используются также различные основы, как например, холст. На сводах помещали мозаики (византийское искусство), а также фрески (Италия, Центральная Европа), живопись по сухой штукатурке (Франция) и на холсте. Можно выявить две тенденции, поразному проявившиеся в зависимости от страны и эпохи: это <открытые> и <закрытые> плафоны и своды. В <открытых> акцент делается на архитектуре, ограничивается иллюзия глубины (византийское искусство, западное средневековье, маньеризм, неоклассицизм). <Закрытые> - снимают материальную преграду, расширяя пространство с помощью перспективы. Эта тенденция возникла в эпоху Возрождения и расцвела в эпоху барокко. Истоки. В первобытный период рисунки делались на естественных сводах пещер (бизоны в пещере Альтамира). На некоторых потолках египетских гробниц, на плафонах и сводах в Древнем Риме встречаются росписи <закрытого> типа. Огромную роль роспись сводов играла в языческих и христианских катакомбах (крипта Лючина в катакомбах СанКаллисто, комната <Доброго Пастыря>, IIIIV вв.). Византия. С V в. в Риме в каждой христианской базилике появляется купол, украшенный сценами триумфа, выполненными чаще всего в технике мозаики (ц. Косьмы и Дамиана, ц. СантаМария Маджоре). Существовали также другие типы сводов с фигуративными украшениями (ц. СанКонс- танца, ц. СанПрасседе). С VI в. христанское искусство Востока оказывает решающее влияние на эти типы сводов, удобных для размещения триумфальных сцен ( <Сошествие Св. Духа>, <Апокалипсис>). Золотой фон ограничивает глубину, а фигуры принадлежат плоскости. Византийский свод принадлежит к типу <закрытого>. Романика. Важность плоскости стены в романской архитектуре благоприятствовала развитию декоративной живописи. Она следовала линии свода и подчеркивала ее. Одноплановое расположение фигур, заполненное пространство, абстрактный фон с цветными полосамивсе это ограничивало иллюзию глубины. Романские росписи также принадлежат к <закрытому> типу. Нарративные сцены трактовались статично и были пронизаны догматизмом и символикой. Сомкнутый свод расписывался чаще, чем цилиндрический, а купола играли меньшую роль, чем в византийском искусстве. Чаще всего расписывался сферический свод или полукупол, который

Дата публикации: 29-7-2010
Прочитано: 1648 раз
-  1  -
 1  | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8[>]