Поиск по сайту


       



Раннехристианская Живопись

Из памятников раннехристианского искусства
Раннехристианская Живопись



РАННЕХРИСТИАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ

Paleochretienne, peinture Из памятников раннехристианского искусства, созданных не ранее IIIII вв., нам известны преимущественно живописные произведения. В течение двух первых веков своей истории христианство обходилось без наглядных художественных образов. А появление первых изображений (возможно, в конце II в. и, более вероятно, в начале III в.) в большей мере было связано с народными представлениями о благочестии, чем отвечало требованиям нового, утонченного спиритуализма. Поэтому первые полиптихи раннехристианской живописи представляют собой искусство народное, которое широко использует современные ему иконографический язык и выразительные средства: христианские образы являются лишь частным проявлением искусства, эстетика которого преобладала в последние века Римской империи. С конца И в., как реакция на классицизирующее направление искусства антониновской эпохи, развивается <народный экспрессионизм>, о котором свидетельствуют живописные произведения в Остии, мозаики в Африке, а в области пластикирельефные изображения колонны Марка Аврелия в Риме. Мастера все меньше стремятся к передаче формы, объема человеческого тела, напротив, они пытаются выразить духовный, внутренний мир. Христианское искусство этого времени является столько же народным, сколько и неофициальным. В ту эпоху еще было сильно и неприятие образов, в чем чувствуется иудейская традиция; так, собор в Эльвире в начале IV в. запретил изображение Бога в культовых постройках. Это недоверие не означает, однако, полного отказа от живописи или безразличия к ней. В начале III в. Климент Александрийский объясняет, какие символы должны быть начертаны на перстнях (голубь, рыбак, якорь и др.). Хотя официальные программы и не затмили полностью народной непосредственности, но они предотвратили множество неконтролируемых начинаний. Поэтому вскоре христианский изобразительный язык и сама система образов приобрели во всех римских провинциях достаточное единство. Иконография первых двух веков. Что же представляла собой эта система образов, из которой черпали художники следующего, третьего столетия? Часто подчеркивают заимствования из иконографического лексикона античности. Действительно, христиане нашли в современных им композициях символы, которые они могли использовать, не подвергая их христианизации. Это символы времен года, последовательная смена которых уже язычниками воспринималась как возможность жизни после смерти; феникссимвол возрождения; пасторальные сады, напоминающие рай, а также корабль, пальма, рыбак, голубь, агнец. В других случаях образы, заимствованные из римского искусства, стали объектом христианской переинтерпретации. Так, Добрый Пастырь (Евангелие от Луки, XV, 4; Евангелие от Иоанна, X, II) изображался в виде Гермеса, несущего барашка, и стал символом человечности. Задремавший Иона напоминает спящего Эндимиона. Образ Моисея восходит к изображению Гермеса, завязывающего сандалию,

Дата публикации: 5-6-2010
Прочитано: 2180 раз
-  1  -
 1  | 2 | 3 | 4 | 5 | 6[>]