Поиск по сайту


       



Раннехристианская Живопись

Из памятников раннехристианского искусства
к мифологическому изображению восходит и сцена истечения воды из скалы. В раннем христианском искусстве можно также предположить иудейское влияние, особенно учитывая найденные в синагоге в Дура Европос стены, богато украшенные рисунками, иконографические мотивы которых очень необычны для этого времени. Тип христианских изображений Даниила со львами или Ноя был заимствован из иудейской иконографии. Однако попрежнему трудно установить, какими путями происходили эти заимствования. Не исключено, впрочем, что христианская и иудейская иконографические системы развивались параллельно, можно также думать, что в некоторых случаях христианская иконография оказывала воздействие на иудейскую. Вот некоторые другие заимствования ветхозаветных сцен: изображение Адама и Евы у райского дерева, сцены из жизни Сусанны, режеизображение Иова или пророка Валаама. Вместе с тем христианские художники создали собственный иконографический язык. Так, появились изображения евангельских сценсцен чудес: <Умножение хлебов>, <Исцеление кровоточивой> и, особенно, <Воскрешение Лазаря>, представленного нередко в виде мумии в дверях небольшой эдикулы, его могилы, откуда его выводит Христос, держащий в руках волшебную , палочку. Появляются также изображения <Крещения> и <Поклонения волхвов>, рассказывающие о земной жизни Христа. Катехизис в картинках или погребальная символика? Итак, в течение одного столетия создается весьма разнообразный художественный язык. Вместе с ним возникает проблема его объяснения. Самые ранние теории (Гаруччи и Росси) настаивают на символическом характере этих изображений и на их догматической ценности: как бы катехизис в картинках. Однако все эти образы еще очень далеки от того, чтобы представить полное содержание теологического трактата, так как один из основных догматовискушение - никогда не изображался. В то же время необходимо отметить, что некоторые изображения могли появиться за рамками ортодоксального церковного учения, о чем свидетельствует иконография подземного склепа Аурелии (Рим, виале Манцони). Таким образом, если ранние образы и отражают некоторые положения катехизиса, они не являются средством поучения. Другие исследователи (Леблан и Вильперт) также считали образы ранней христианской живописи символическими, но подчеркивали их погребальный характер. Они видят в живописи катакомб изображение панихиды, : часто встречающиеся сцены из историй Даниила и Ионы являются для христиан, на самом деле, образами спасения. Эту гипотезу трудно проверить, потому что нам известны только поздние варианты погребальной литургии. Кроме того, до IV в. настоящего цикла погребальных изображений не существовало. Наконец, смысл многих изображений несводим к подобному истолкованию: <Крещение Христа> более напоминает приготовление к будущей жизни посредством таинства, чем саму будущую жизнь. <Поклонение волхвов> символизирует обращение, <Адам и Ева> - первородный грех. Можно ли, однако, полностью отказать ранним христианским изображениям в символическом значении? Эту точку зрения отстаивает Стейгер, который признает

Дата публикации: 5-6-2010
Прочитано: 2257 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3 | 4 | 5 | 6[>]