Поиск по сайту


       



Раннехристианская Живопись

Из памятников раннехристианского искусства
за ними только повествовательную функцию; по его мнению, иконография была создана прежде всего для украшения христианских жилищ и только затем стала использоваться на кладбищах. Отсутствие подтверждающих эту гипотезу памятников лишает ее достоверности. Было бы неверно упорствовать в поисках единой системы объяснений. Лучше ограничиться тем, что в раннехристианской живописи отражались благочестивые чувства того времени и что она была еще связана с возможностями современного ей художественного языка, ограниченного простыми выразительными средствами и элементарными символами. Позже художников будут вдохновлять более сложные темы, развитые сюжеты, в которых надежды на Спасение будут выражены в образах мучеников и сценах чудес. Живопись III в. От этого первого периода раннехристианской живописи уцелела преимущественно живопись катакомб (СанКаллисто и др.). По своему стилю она почти не отличается от современного народного искусства. Художники довольствуются тем, что включают христианские изображения в языческую систему декора, иногда даже напоминающую украшение частных домов, таких, как дома в Остии в III в.,-на белом фоне сводов мы видим четкий геометризованный узор красных и зеленых линий, в центре которого находятся изображения животных (птиц возле чаши с вином, павлинов) или небольшие бесплотные фигуры Доброго Пастыря, Оранты или такие символы, как рыба или корзина с хлебами. Лучшим примером живописи катакомб III в. являются росписи в крипте Лючина в катакомбах СанКаллисто, близ Аппиевой дороги. Однако в крипте Капеллы Грека иконография более разнообразна: <Моисей, источающий воду из скалы>, <Поклонение волхвов>, <Три отрока в пещи огненной>. Сцены <Воскрешения Лазаря>, <Жертвоприношения Авраама> и др. в капелле Таинств на кладбище СанКаллисто представляют собой схематичные, но раскрашенные композиции, фигуры обведены яркими контурами. В середине III в. на некоторое время возрождается эллинистическая традиция. В крипте Велатио мы видим произведения художника, который достаточно хорошо овладел реалистическими приемами классической выразительности, но который передал в то же время и новые духовные качества. Конец века отмечен возвращением к грубому экспрессионизму, который используется теперь для создания более разнообразных композиций, например изображение Христа с учениками. Лики, изображенные свободными мазками, становятся отчетливыми только благодаря контрасту красок (катакомбы на виа Анапо). Скульптурные памятники, преимущественно саркофаги, демонстрируют пристрастие к <негативному> стилю. В них делается акцент на контрасте и отчетливости штрихов. Под влиянием христианского искусства в III в. работают и языческие художники (крипта на виале Манцони). Иконография IV в. В IV в. появляются новые темы, которые заметно обогащают замыслы художников. Изменяется и историческая ситуация: христианизация начинает все больше затрагивать аристократию. Неофиты приносят с собой и новые эстетические требования. В то же время дары императоров, щедрость аристократии начинают обогащать церковь, о чем свидетельствует

Дата публикации: 5-6-2010
Прочитано: 2215 раз
-  3  -
[<]1 | 2 |  3  | 4 | 5 | 6[>]