Поиск по сайту


       



Раннехристианская Живопись

Из памятников раннехристианского искусства
впечатляющий список в даров, сделанных императором Константином. Но особенно благотворно великодушие императоров и частных лиц сказалось на осуществлении обширной программы строительства базилик. Никогда прежде, во времена господства языческого искусства, подобное усилие не было завершено в столь короткий срок. Новые задачи ставятся и перед христианской живописью: украсить культовые сооружениябазилики, баптистерии и мартириумы, посвященные памяти мученика или устроенные в местах, связанных с теофанией. Художники работают теперь не над украшением частных домов, но прославляют новую веру. Во исполнение этого замысла христианские художники создают образы, прототипы которых не всегда нам известны. Прежде всего, изменяется образ Христа: это уже не бородатый философ III в., но героизированный Христос с юным лицом. В середине IV в. складывается тип безбородого Христа, с ликом, исполненным милосердия, с вьющимися крупными локонами волос. Тогда же появляется и ряд новых изображений, созданных по образцу римских триумфальных литургий: Христос принимает дары коронованных особ (например, император преподносит Христу золотую корону). Христос теперь не Учитель, сидящий на кафедре, ноВладыка на троне, окруженный уже не учениками, а придворными. В сцене <Передачи законов> Христос изображен произносящим Слово закона и держащим список, который готовится принять Петр, чьи руки из благоговения покрыты тканьюего жест напоминает жест во время придворных церемоний. В другом месте апостолы окружают Вседержителя, восседающего на императорском троне, позади которого водружен триумфальный крест, усыпанный драгоценными камнями. Иконография Христаимператора преобладает в больших базиликах. В сооружениях, посвященных культу мучеников, где собирались верующие почтить память святого, изображения прославляют страдания и триумф мученика (в Палестине, недалеко от Святых мест, в Египте и даже в РимеСанти-Джованни э Паоло). Изображения мученичеств и сцены триумфа дополняют уже достаточно разнообразные иконографические типы, известные по живописи ранних римских катакомб III в. Художественные центры. Каковы истоки всех этих новых иконографических типов, столь широко распространившихся в христианском мире? В Риме или на Востоке? Попытаемся ответить на этот вопрос, поставленный И. Стржиговским. Он приписывает решающую роль в создании раннехристианского искусства влиянию Востока. Итальянская археологическая школа и ряд других ученых, напротив, настаивают на ведущей роли Италии. Но вопрос был задан исходя из неверных предпосылок: в III и в IV в. в римских владениях был сформулирован единый художественный язык, в который вошли и формы, испытавшие влияние Востока. Некоторые приемы, например тяга к фронтальному изображению, которые рассматривались как восточные, принадлежат, на самом деле тому народному искусству, которое долгое время не принималось официальной эстетикой и которое проявилось внезапно, во время художественной

Дата публикации: 5-6-2010
Прочитано: 2340 раз
-  4  -
[<]1 | 2 | 3 |  4  | 5 | 6[>]