Поиск по сайту


       



Раннехристианская Живопись

Из памятников раннехристианского искусства
революции, начавшейся в конце II в. Вместо того чтобы выбирать между Римом и Востоком, следует подчеркнуть роль в выработке иконографии некоторых особенно крупных центров: Константинополь, Александрия, Иерусалим, Антиохияименно здесь был создан, на основе общих художественных приемов и местных традиций, новый иконографический язык. Особенно заметна творческая оригинальность римской школы. Она проявляется прежде всего в иконографических типах. Возможно благодаря мастерам СанСебастьяно (на Аппиевой дороге) сформировался иконографический тип апостолов Петра и Павла (первый - с короткой бородой, второй - с длинной бородой и открытым лбом). В Риме также создаются и оригинальные образы: Петр, возглавляющий духовное воинство, представлен как второй Моисей в сцене истечения воды из скалы (эпизоды поучения в пустыне и передачи законов). В этих произведениях отражено предпочтение местночтимым мученикам, а официальное церковное учение, которое прославляет одновременно и Создателя и Его Церковь, укрепляется апостольской проповедью. Живопись IV в. С IV в. художники работают над украшением церквей, а не только над декором погребальных сооружений и частных христианских домов. Однако нам известна преимущественно живопись катакомб, хотя есть важное исключение: декор Санти-Джованни э Паолопример изображений <Мартириума>, о котором не раз упоминают современники. Эти монументальные декорации оказали влияние и на композиции, сохранившиеся до наших дней в Риме и Равенне; влияние это чувствуется иногда и в живописи катакомб. Оно более всего заметно в последовательной смене живописных стилей. Римская живопись эпохи Константина (катакомбы на виа Анапо и др.) тяготеет к тяжеловесной декорации с широкими карнизами, которые пришли на смену легкой архитектуре предшествующего столетия. Тщательно проработанные лица молящихся подчеркивают большее, по сравнению с III в., стремление к выражению нового спиритуализма: огромные глаза, обведенные жирными контурами, четко прорисованные черты лицагорбинка носа, рот. Одухотворенные образы святых сохраняют в то же время индивидуальные черты. Возрождение во второй половине века классицистических тенденций существенно не меняет этих выразительных средств, но в некоторых случаях проявляется в стремлении к большему колористическому богатству. Позже влияние мозаик апсид сказывается на живописи в погребальных постройках, их темах и композициях. Это влияние постепенно возрастает (в конце векаСан-Марчеллино э Пьетро; затем, в раннем Средневековье, СанКаллис- то). Но есть несколько особых примеров живописи римских катакомб, по которым мы можем представить себе все богатство языческого художественного языка, - крипта Вибиа, Требиус Юстус. Иногда классические темы христианских циклов смешиваются с языческими схемами и обогащаются оригинальными композициями (катакомбы на виа Латина). За пределами Рима - в Сиракузах и Неаполе появляются произведения, аналогичные римским,

Дата публикации: 5-6-2010
Прочитано: 2214 раз
-  5  -
[<]1 | 2 | 3 | 4 |  5  | 6[>]