Поиск по сайту


       



Романская Живопись

География и хронология.
занимает особое место в истории искусства, потому что отражает образ мысли своей цивилизации. Поэтому следует говорить о существовании целостного языка различных по происхождению форм. Красный цвет в Софии Новгородской или в ц. СантАнджело ин Формис показывает, что это единство было, вероятно, более широким, чем принято считать. Связь с архитектурой и скульптурой. Другой аспект позволяет еще точнее определить эту целостность, присущую романской живописи. Речь идет о ее отношениях с архитектурой и скульптурой. Восходящая к декору раннехристианских базилик, романская живопись безучастно украшала стены церквей. Эту безучастность подчеркивает и идеологическая и эстетическая концепции: вместо того, чтобы <пробить> стену, придать ей другое измерение, как это будет в эпоху Возрождения, романский образ украшает ее повествованием, которое только и значимо. Таково было наследство каролингской живописи. Однако романское здание часто имеет более сложную структуру, и иерархическая организация больших тем находит здесь возможность развиваться: уже мозаики в романских церквях использовали мотивы триумфальной арки и апсиды. По мере развития архитектурных форм романские живописцы стремились им соответствовать. Однако это сопровождалось очень противоречивыми явлениями. Одни создавали иллюзорные архитектурные элементы, например, аркатуры в апсиде (ц. св. Петра и Павла в Нидерзеле в Рейхенау), на сводах (хор ц. НотрДам-лаГранд в Пуатье) или вдоль нефа (ц. СенМар- тен в Лавале). Свое происхождение эти колонны, капители, аркады ведут, вероятно, от каролингских манускриптов. А в крипте ц. СенЖер- мен в Осере (IX в.) есть колонны и капители, изображенные на стенах. Другие художники увидели эту проблему иначе. Стенная живопись используется в форме орнамента. Так, проемы были подчеркнуты широкими декоративными полосами; часто живопись продолжала откосы дверных и оконных проемов. Именно к такому решению пришли художники школы Клюни в ц. в Берзела-Виль. Арки сводов были украшены длинными фигурами и медальонами (ц. СенЖиль в Монтуаре). Все это способствовало широкому распространению декоративного языка, сочетающего в себе античные мотивы, каролингские и собственно романские. Так, компартименты свода часто были выделены цветом по всей длине ребра, подчеркивая общую структуру свода (СенЖермен в Осере). Наконец, в этот цветовой ансамбль, охватывающий все пространство, включались и колонки, и капители. Сохранилось достоточно много памятников, в которых живопись лишь подчеркивает некоторые структурные элементы и оживляет резные капители (ц. Сенфилибер в Турнюсе). Эта связь живописи с архитектурой является еще одной характерной чертой романского искусства: византинизмы в БерзелаВиль не стирают впечатления пространственной композиции, в которой преобладают архитектурные ритмы. Расположение окон и аркатур подчас диктует художнику местонахождение или даже форму фигур; так, в аркаде в клуатрах ц.

Дата публикации: 10-6-2010
Прочитано: 3001 раз
-  6  -
[<]1 | 2 | 3 | 4 | 5 |  6  | 7 | 8 | 9 | 10[>]