Поиск по сайту


       



Романская Живопись

География и хронология.
СенОбен в Анжере изображены очень узкие фигуры. Существовал ряд путей, по которым романский художник отходил от старых моделей. Большие композиции каролингского типа на своде или на стенахэто результат размышления художника о месте его произведения в общем ансамбле здания. Эта живость восприятия и выражения будет вновь обретена в раннеготической живописи, но уже благодаря точному и конструктивному по форме рисунку. В этом смысле архитектурная логика разделяет западную стенную живопись от восточной, например от русской, которая располагала большими плоскостями. Но помня о единстве романской живописи, следует обратиться к ее местным школам. Местные школы. Понятие местных школ, возникшее в XIX в, и аналогичное школам архитектуры и скульптуры, отвечает некоторым техническим и стилевым особенностям. Однако при более точном анализе оно наталкивается на серьезные препятствия, самое важное из которыххроноло- гия. В этом случае исследователи, подобно Лаффиле по отношению к памятникам в долине Луары во Франции, рискуют группировать разные произведения хронологически произвольно, основываясь лишь на стилистических отличиях. Три апсиды ц. СенЖиль в Монтуаре и живопись в ц. СенЖак в Гере прекрасно это доказывают. Вместе с тем технические критерии в какойто одной области сохраняют свое постоянство и дают возможность выделить большие группы произведений. Различают три техники. Перваяэто собственно фреска, то есть живопись по сырой штукатурке. Эта техника наиболее известна и поэтому часто словами <романская фреска> неверно определяют росписи, исполненные в другой технике. Втораяэто живопись . Стена покрывается многими слоями штукатурки, последний из которых пропитывается жиром (например, свиным) и тщательно шлифуется. Иногда делают фон, в основном черный или синий, а также эскиз охрой. Потом кладут краскиматовые на клею, блестящие на воске: белую, черную, желтую, коричневую, охру, киноварь. В Центральной Франции изобрели очень оригинальную технику: раствор вновь увлажняют в момент нанесения красок; на эту основу накладываются светлые тона клеевой краской. Рисунок, намеченный охрой, окрашивается цветами ограниченной гаммы: красная охра, желтый, киноварь, зеленый, черный, белый, реже синий. Некоторые детали писались уже по сухому и поэтому не всегда сохранялись (например, глаза). Эту живопись чаще называют <матовой на светлом фоне>, а иногда ошибочно <клеевой живописью>. Эти техники были описаны в нескольких трактатах, например в трактате монаха Теофила (начало XII в.). На основе этой технической классификации очень соблазнительно выделить некоторые большие группы во французской живописи. Но не надо забывать, что эта классификация достаточно хрупка. Как еще в 1912 заметил Эрнст Берже, научные анализы, особенно анализы известкового раствора, крайне немногочисленны и не всегда убедительны, по крайней мере для того, чтобы воссоздать процесс создания фрески. Так, до сих пор не ясно, в какой мере использовали фреску итальянские живописцы

Дата публикации: 10-6-2010
Прочитано: 2999 раз
-  7  -
[<]1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |  7  | 8 | 9 | 10[>]