Поиск по сайту


       



Романская Живопись

География и хронология.
до XIV в. Всякий точный анализ определенной группы памятников показывает внутри нее большие различия (например, в случае росписей в ц. СенЖиль в Монтуаре). Наши знания, таким образом, остаются фрагментарными, и, вероятно, по мере их пополнения, возникнет еще большая дифференциация. Это подтверждает и стремление установить взаимосвязь техники и стиля и наиболее сильные влияния. Византийское влияние. Если географическое и стилистическое единство определить достаточно трудно, то понять путь сильных влиянийзада- ча столь же трудная, сколь и необходимая. Здесь дискуссионными оказываются даже самые фундаментальные проблемы. Наиболее очевидным является влияние византийской живописи. Однако оно было, как правило, рассеянным. Византийскую стенную живопись XI в. определить трудно, поскольку константинопольская живопись практически не сохранилась. Кроме того, существует глубокая разница между мозаикой и фреской, о чем свидетельствуют римские фрески и мозаики начала XII в., особенно в ц. СанКле- менте. Вот почему в настоящее время особый интерес вызывают фрески в ц. св. Софии в Охриде (Югославия). Если торжественные и неподвижные лики трактованы в византийской традиции, то движение фигур и драпировок на ангелах словно принадлежит другому миру. Это впечатление усиливается нарративностью и примитивизмом в изображении истории Авраама. Таким образом, византийское искусство преобразуется и оживляется. Эти же черты характерны и для многих других ансамблей, созданных под византийским влиянием (например, в Новгороде). Фрески реагировали на новые веяния гораздо быстрее, чем мозаики, в большей степени связанные с ремеслом и ревностно следующие правилам. Необходимо тщательно изучать отражение византийских архетипов и степень их трансформации (хотя это осложняется еще и иконографическими и стилистическими изменениями). Это дает двойную пользу: знание византийского художественного мира от центра до провинции и степени преобразований, затронувших западное искусство. Вот почему решающее значение имеет сравнительный анализ искусства западных стран и византийских провинций (Русь, Югославия) - он позволяет сравнить процессы трансформации общей модели. Не менее сложной представляется и другая проблемаитало-византийского искусства и его возможного распространения в германских странах и капетингекой Франции. Если сравнить росписи в Кнехтстедене и Берзела-Виль, то можно сразу увидеть важность византийских элементов, без сомнения общих для обоих ансамблей. В очень графичных росписях в Зальцбурге (ок. 1154) византийская схема уже сильно трансформирована. Много вопросов ставит и Италия. Не касаясь здесь хронологических неточностей в определении прекрасных фресок в Кастельсеприо, заметим лишь трудности стилистической интерпретации фресок в Галльяно (1007), которые иногда служат основанием для истолкования французской романской живописи. Столь же важна и датировка росписей в ц. СанПьет- ро

Дата публикации: 10-6-2010
Прочитано: 2957 раз
-  8  -
[<]1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |  8  | 9 | 10[>]