Поиск по сайту


       



Романская Живопись

География и хронология.
Романская Живопись



РОМАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ

Romane, peinture География и хронология. Различают две области: область византийского влияния, основными центрами которой за пределами Восточной Римской империи были Югославия и Киевская и Новгородская Русь; и западные страны - Италия, Северная Испания, Франция времени Капетингов, германские страны, Англия, Дания и Швеция. Мы будем говорить только о Западе. К несчастью, в обеих этих областях от романской эпохи сохранились лишь немногие памятники. Многие были впоследствии частично или полностью закрыты новыми росписями. Разрушения, войны, плохие климатические условия еще больше усложнили ситуацию. И даже новейшие открытия, реставрации, расчистки (в Германии с 1945) не могут компенсировать эти потери. Таким образом, карта распространения стенной романской живописи обманчива, поскольку отражает лишь современное положение вещей. Так, на ней почти отсутствуют большие храмы. Росписи Клюни известны нам только благодаря связанной с ней живописи в капелле Берзе, а росписи МонтеКассино - через живопись в ц. СантАнжело ин Формис. Недавнее открытие росписей свода ц. СенМартен в Туре является красноречивым напоминанием о том, что мы потеряли, и делает тем более ценными такие ансамбли, как фрески в ц. СенСавен. Количество храмов, в которых сохранились романские росписи, считается ничтожно малым. Во Франции насчитывается около 140 церквей и капелл, в которых сохранились более или менее значительные фрагменты фресок. Но даже в этой стране, кстати наиболее богатой по числу романских памятников, в замешательство приводит тот факт, что на некоторых территориях романские росписи не сохранились вовсе. Так, романская стенная живопись не сохранилась в Бретани и Нормандии, крупных романских провинциях, - следует ли объяснять это плохими климатическими условиями? И что сказать о почти полном отсутствии стенной живописи в Лангедоке, столь знаменитом своей романской скульптурой? Какие же тогда причины качественного и количественного богатства живописи в Каталонии, включая Руссильон? Понятно, что контрасты этой карты ведут к разговору о местных школах. Сохранившаяся до наших дней романская стенная живопись относится к периоду, который начинается приблизительно в последней четверти XI в. и кончается, в зависимости от районов, между 1150 и 1250. Это, в частности, верно для Франции. Однако до нас дошел и пример раннегерманского искусстваГалльяно в Северной Италии (1007). Часто <оттоновская> живопись, то есть искусство Империи Х и частично XI в., рассматривается вместе с каролингской (например, большой ансамбль Оберзель на Рейхенау и капелла близ Гольдбаха, а также интересные фрески в Фульде, в церкви, освященной в 1023). В действительности одна из ключевых проблем стенной живописиэто проблема XI в. - звена между чисто каролингским искусством и романским, которое кажется достаточно четким в Германии, но очень неясно в Италии и Франции. Иногда предлагают более ранние датировки,

Дата публикации: 10-6-2010
Прочитано: 2907 раз
-  1  -
 1  | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10[>]