Поиск по сайту


       



Грунт

Preparation (Enduit, Impres-sion)


ГРУНТ

Preparation (Enduit, Impression) Однородный подготовительный слой, нанесенный на основу (холст, дерево, бумага), поверх него кладется уже собственно красочный слой. Грунт позволяет регулировать абсорбирующее свойство основы, а также скрыть недостатки основы, именно от него во многом зависит окончательный вид картины. Грунт бывает цветным или белым, гладким или шероховатым. Подготовку поверхности посредством наложения слоев грунта не следует смешивать с выполнением подмалевка, которое является уже собственно живописной работой и может быть связано с наложением света и тени. Грунт в технике стенных росписей и станковых картин различен. В технике стенной живописи в качестве грунта (enduit, intonaco) применяются штукатурка. гипс или известь. В технике фрески красочный слои наносится на еще сырой грунт. В стенной живописи маслом (с XIX в.) грунт покрывали несколькими слоями клея. смолы или масла. В станковой живописи на дереве или холсте грунт кладется на проклеенную основу. Грунт отличается также в разные эпохи и в разных школах. Хотя грунт почти никогда не виден на глаз, его изучение возможно благодаря поперечным срезам или отслоению красочной пленки. Грунт в зависимости от основы (дерево или холст) состоит либо из одного клеевого слоя, либо из трех и более слоев: первыйизолирующий клеевой слой (см.: ПРОСЕИВАНИЕ), второйнесколько слоев гипса, смешанного с клеем, отполированного или преднамеренно оставленного шероховатым, третийнак- ладывается для уменьшения абсорбирующей способности нижних слоев, на нем исполняют рисунок, на него наносят красочные слои. В зависимости от компонентов различают гипсовый, меловой, кальциевый грунт, на животном или растительном клею, грунт, основанный на растительном масле, свинцовых белилах или на любом другом жирном продукте, а также смешанный грунт. В XV и XVI вв. грунт делали из таких продуктов, как мука, крахмал, мед, сахар, глицерин, воск, молоко. До XVI в. в грунт входили в основном компоненты белого цвета. Это были либо гипс, либо мел. Гипсовые грунты характерны для испанофламандской школы, а северная школа использовала мел на животном клею. Толщина грунта зависела от основы. Этот белый грунт придавал картинам в технике клеевой живописи сияние и наносился иногда даже на оборотную сторону картины. В грунт нередко входило древесное волокно (или суровая нить) или куски холста, впрессованные в гипс и мел. Куски ткани закрывали либо стыки, либо всю поверхность картины. Иногда волокнистые материалы, как бумага, наклеенная на основу (дерево или холст) заменяли грунт. Согласно монаху Теофилу, использование кожи также было возможным, однако на нее следовало наносить слой гипса. Нередко живописцы работали прямо по незагрунтованной основе (Португалия, XVI в., школа Луары). Со второй половины XVI в. предпочитают цветной грунт (красный, коричневый, чернокоричневый). Недостатком этих грунтов являлось то, что они со временем

Дата публикации: 15-5-2010
Прочитано: 953 раз
-  1  -
 1  | 2[>]