Поиск по сайту


       



Основа

Основа - это материал, на который наносится красочный слой картины.


ОСНОВА

Support Основаэто материал, на который наносится красочный слой картины. Все основы могут воздействовать на подмалевок и на красочный слой положительно или отрицательно. Основы можно разделить на твердые, полутвердые и мягкие. Вплоть до XVI в. использовались главным образом твердые основы: стены, покрытые известковым раствором (фрески) или гипсом, плафоны или стены из стукко (имитация мрамора), каменная стена, покрытая штукатуркой и, наконец, дерево. В качестве деревянной основы в Германии использовали липу; на Югекедр, ель, тополь; на Севередуб, орех. Оборотная сторона картины укреплялась паркетажем из перекрещивающихся деревянных досок. На Дальнем Востоке деревянные основы покрывались шелком и несколькими (до 18) слоями штукатурки. Сегодня деревянные основы уступили свое место фанерным. Этот материал крайне редко увеличивается или уменьшается в объеме, или деформируется. Художники также используют синтетические пластмассы или сочетания различных материалов: гипс, цемент, бумага, картон и др. Кроме того, в качестве твердых основ, хотя и реже, чем дерево, используется металл: медь (Эльсхеймер в конце XVI в.), железо, цинк, свинец, алюминий. Однако эти материалы реагируют на жару и холод, а также подвержены коррозии, что, естественно, ведет за собой разрушение красочного слоя. Еще реже используются такие твердые основы, как мрамор, алебастр (Аннибале Карраччи), черепица, цемент, песчаник и стекло, особенно пригодное для живописи маслом или лаком и служащее для многих обетных картин. К полутвердым основам относятся плотный холст, оклеенный тонким холстом, или холст, покрытый бумагой (эскизы Рубенса и Ван Дейка). Они повреждаются меньше, чем мягкие основы, в качестве которых используются пергамент, холст и бумага. Они подвержены усыханию, изменениям в объеме, воздействию плесени и бактерий. В настоящее время созданы холсты, специально подготовленные для масла, акварели, гуаши, угля. При повреждении основа нуждается в реставрации, а подчас даже требуется перенесение красочного слоя на другую основу (см.: РЕСТАВРАЦИЯ).

Дата публикации: 22-5-2010
Прочитано: 1258 раз