Поиск по сайту


       



Фреска

Стенная живопись земляными красками, стойкими к извести и воде
формами, характерными для масляной живописи, позволяющей делать многочисленные исправления и <прописки>. Действительно, художник, работая по сырой штукатурке, не может ни вносить изменений в первоначальный проект, ни точно судить о красочных тонах, ибокак в XVI в. писал Вазари, - <пока стена сырая, краски показывают вещь не такой, какой она будет, когда стена высохнет>. Цвет красок изменяется, когда стена высыхает, повышается и их светоносность. Поэтому уже в начале работы необходимо иметь палитру <сухих тонов>. По сравнению с другими техниками стенной живописи, исполнение фрески достаточно продолжительно и делится по дням (за день художник может расписать 3-4 кв. метра); на многих фресках заметны <дневные швы>. Ченнини в LXVII главе своего трактата о живописи дал классическое описание техники фрески. Сначала художник покрывает кладку стены одним или двумя слоями шероховатой штукатурки (состоящей, как правило, из речного песка и гашеной извести в пропорции 2:1), называемой <арриччо> или <арриччато> (сухой раствор); благодаря этой шероховатости, к штукатурке хорошо пристает слой грунта. На грунте с помощью веревки, смоченной в красной краске и натянутой поверх стены, фрескист <отбивает> линии будущей композиции (эта операция может повторяться несколько раз). Далее по этим линиям углем наносятся штрихи композиции. Этот первый набросок затем повторяется жидкой охрой, усиленный красной краской, называемой <синопия> (этим словом называют также рисунок, исполненный этой краской). Поверх синопии кладется второй, более тонкий слой штукатурки, называемой <интонако> (она состоит из мелкого песка и гашеной извести в пропорции 1:2). По замечанию Ченнини, этот слой должен быть однородным, но не слишком тонким. На эту поверхность в соответствии с общей композицией синопии наносятся детали. Различные дни работы ( <джорнате>) над фреской можно определить по стыкам разных частей грунта; они располагаются сверху вниз, подчас перекрывая друг друга. Эти стыки, или швы, как правило, маскируются контурами фигур или других форм и на глаз почти незаметны. В оконченной фреске синопия полностью скрыта под слоем интонако. Когда в некоторых фресках был отделен красочный слой и интонако, под ним открылись замечательные по качеству синопии XIIIXVI вв. (например, <Благовещение> работы Амброджо Лоренцетти в Оратории СанГалгано в Монтесиепи в Сиене; <История креста> работы Мазолино да Паникале в ц. СантАгос- тино в Эмполи; <Мадонна> работы Фра Анджелико в монастыре СанДоменико во Фьезоле; а также синопии в Кампо Санто в Пизе). Синопии существовали по всей Италии, а также в Папском дворце в Авиньоне. Синопия позволяла художнику представлять весь ансамбль целиком и <в масштабе> и нередко вносить в еще неоконченную композицию изменения. Для написания фрагмента фрески по подготовленному сырому грунту фрескистам было необходимо около семи часов (в зависимости от времени года); для этого требовалась особая ловкость, так как на свежую штукатурку нужно было нанести рисунок, затем красочный слой и лессировки. Седьмой час был уже менее благоприятным для работы. В целом же, количество сеансов варьировалось в зависимости от сложности

Дата публикации: 8-7-2010
Прочитано: 1691 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3 | 4[>]