Поиск по сайту


       



Автопортрет

О автопортрете можно говорить только тогда, когда перед нами предстоит четко индивидуализированный персонаж, обозначенный надписью, своего рода портрет автора, то есть рефлекторный образ.
композиции (<Св. Лука, рисующий Мадонну>), а иногда оканчивается простым переодеванием; 3) <групповой портрет> - профессиональный, семейный, памятный; 4) <отдельный или естественный автопортрет> - художник представлен за работой или без профессиональных принадлежностей, фон может варьироваться от нейтрального или интерьера мастерской до более разработанного, иногда даже фантастического. Два первых типа более древние и часто встречаются в XV и XVI вв., однако появляются и позже. Два других возникли в XVI в. и были развиты в XVIII и XIX вв. Вазари сообщает, что в Кастельнуово в Неаполе Джотто создал цикл , <знаменитых людей>, <и среди них самого Джотто>, а в сценах из Нового Завета в Гаэте можно видеть <портрет самого Джотто возле большого очень красивого Распятия>. Так, великий новатор подал пример. Вазари, который тщательно собирал все эти изображения и использовал их для иллюстрирования своих <Жизнеописаний> (издание 1568), упоминает множество <вставных автопортретов>. Так, в сцене из истории апостола Петра, написанной Мазаччо в капелле Бранкаччи, <в одном из апостолов, стоящем в заднем ряду, мы видим изображение самого Мазаччо, выполненное им самим при помощи зеркала так хорошо, что он кажется совсем живым>. В рельефе табернакля из ц. Орсанмикеле (1359) работы Андреа Орканья среди апостолов изображен человек в капюшоне, опознанный как сам художник. Во второй половине XV и в XVI в. этих <вставных автопортретов> становится еще больше. Например, в <Короновании Марии> Филиппе Липпи (Флоренция, Уффици) художник представлен в толпе зрителей в виде монаха, которого часто неверно считают донатором. В <Поклонении волхвов> Боттичелли (ок. 1475, там же) три волхва, имеющие портретное сходство с представителями семьи Медичи, окружены толпой, в которой справа показан сам художник, в три четверти (это расположение в углу сцены было довольно частым). Но самый замечательный примерэто карикатурный автопортрет Микеланджело в <Страшном суде>. В искусстве северного Возрождения на фронтисписах манускриптов миниатюристы нередко делали посвящение заказчику. Развитие этого жанра в живописи столь же значимо. Ян ван Эйк прибегал к <скрытому автопортрету>, по крайней мере, дважды (<Портрет четы Арнольфини> и <Мадонна каноника ван дер Пале>); Рогир ван дер Вейден изобразил себ в образе св. Луки (по этому пути пойдут Дирк Боутс, Госсарт и др.); Мемлинг фигурирует в групповой композиции (<Алтарь Донна>, Лондон, Нац. гал.). Любопытный медальон (Париж, Лувр) Жана Фуке относится к типу <отдельного> автопортрета. Но художник, особенно внимательный к своим чертам и изображающий себя то дворянином, то в образе <Ессе Homo>, не говоря уже о присутствии во всех больших композициях (<Мадонна с четками>) - это, конечно, Дюрер. В этом порыве самоутверждения, набожного отождествления себя с Христом, Дюрер создал более 50 автопортретов. У Грюневальда и Гольбейна их было только один или два. Около 1500 в живописи Центральной Италии изобилуют автопортреты, включенные в монументальные циклы (Перуджино в Камбио, Синьорелли в Орвьето, Пинтуриккио в Спелло). Но уже появляются и отдельные изображени художников. В эпоху маньеризма возник <аристократический> (Антонио Моро, Сальвиати, Тициан) и <ученый> портрет (Хемскерк), которые будут продолжены в следующем веке в творчестве Рубенса и Ван Дейка, с одной стороны, и Пуссена - с другой. Семейная группа распространена на севере (Ханс Бургкмайр, Корнелис де Вос, затем Рубене, Рембрандт, Ларжильер и еще позже Ханс фон Маре, Ф. фон Ленбах). По понятным причинам автопортрет был особенно

Дата публикации: 3-7-2010
Прочитано: 1610 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3 | 4[>]