Поиск по сайту


       



Автопортрет

О автопортрете можно говорить только тогда, когда перед нами предстоит четко индивидуализированный персонаж, обозначенный надписью, своего рода портрет автора, то есть рефлекторный образ.
популярен среди женщинхудожниц (Софонисба Ангишола, Артемизиа Джентилески, Розальба Каррьера, А. Кауфман, Э. ВижеЛебрен и позже С. Валадон, К. Кольвиц, Мари Лорансен). В XVII в. изображение художника за работой почти всегда сопровождалось <благородной> мизансценой (Лебрен, Риго). Автопортрет Веласкеса (<Менины>, Мадрид, Прадо) включен в своеобразную и замечательно разработанную композицию, которая представляет собой скрытое восхваление искусства живописи и самого живописца. Гойя использует этот прием в своем портрете семьи короля Карла IV (там же). Портрет живописца в мастерской часто встречается в голландской живописи (Я. Стен, ван Мирис). В некоторых произведениях (например, <Мастерская живописца> ВермераВена, Музей истории искусств) художник повернут к зрителю спиной. Особняком стоит творчество Рембрандта, исполнившего более 50 автопортретов, которые, как у Дюрера, являютс своеобразным дневником художника и сопровождают всю его творческую жизнь. Спокойный образ художника перед мольбертом наиболее полно и в то же время просто воссоздан Шарденом (Париж, Лувр). Эта тема будет многократно повторена с различными оттенками в XIX в. и вплоть до Сезанна и Матисса. Но уже с XVI в. автопортрет открывал перед художником возможность выразить свой сарказм и заблуждения: чета Бургмайр рассматривает в зеркале череп (Вена, Музей истории искусств); отрубленные головы Олоферна (К. Аллори) и Голиафа (Караваджо) станут темой мрачных фантазий Жерико, Энсора, Клее и Кокошки. Любопытный и волнующий медальон Пармиджанино (Вена, Музей истории искусств) предвосхищает меланхолические автопортреты, характерные для эпохи романтизма (Фридрих, Жерико). Все чаще появляются и автопортреты граверов. В эстампах всегда присутствует или аллегорический смысл (Сальватор Роза), или сатирический (Хогарт), символический (Гоген), патетический (Мунк, Ван Гог, экспрессионисты). С XVIII в. почти все живописцы мыслили свои автопортреты как своего рода манифесты их стиля и темперамента (Менгс, Давид, Энгр, Коро). Позже автопортрет стал выражать образ художника (Уистлер, Бёклин, Мейссонье, Писсарро, Моне). В автопортретах Курбе господствует социальный пафос, а в изображениях Ван Гога и вплоть до Коринта и Бекманапсихологический. Так принципиальна полярность в истолковании темы становится очевидной. Последние значительные эпизоды в истории автопортрета связаны с творчеством Сезанна, в котором отражены завоевания предшествующих эпох, и Анри Руссо, чьи автопортреты носят народный, почти сказочный характер. Последний знаменитый групповой портрет - <В честь Сезанна> Мориса Дени (Париж, музей Орсэ). Культ искусства уступает здесь место благоговению перед великими делами и авторитетом. <Смерть> автопортрета имела столь же веские причины, что и его рождение и развитие на протяжении XVXIX вв. Накануне первой мировой войны художникисюрреалисты и представители <новой вещественности> вновь обратились к автопортрету, но трактовали его в более критичном духе (групповой портрет Макса Эрнста <Встреча друзей>, 1922,

Дата публикации: 3-7-2010
Прочитано: 1483 раз
-  3  -
[<]1 | 2 |  3  | 4[>]