Поиск по сайту


       



Автопортрет

О автопортрете можно говорить только тогда, когда перед нами предстоит четко индивидуализированный персонаж, обозначенный надписью, своего рода портрет автора, то есть рефлекторный образ.


АВТОПОРТРЕТ

Autoportrait Изображения ремесленников, живописцев и скульпторов во время работы многочисленны во все эпохи и во всех странах, но о собственно автопортрете можно говорить только тогда, когда перед нами предстоит четко индивидуализированный персонаж, обозначенный надписью, своего рода портрет автора, то есть рефлекторный образ. Этот тип автопортрета, который можно назвать <профессиональным>, не следует путать с типом более личностным, <физиогномичным>, когда художник представлен не столько в процессе творчества, сколько как человек, который сам себя разглядывает словно в зеркале. В первом случае образ имеет очевидную социальную коннотацию, потому что является самопредстанлением художника, напоминающим или превозносящим его деятельность; в другом случае образ стремится к большему психологизму и нередко имеет символические и моральные коннотации. Эти два типа автопортрета можно проследить в их историческом развитии. Автопортретами в широком смысле слова можно считать изображения, достаточно немногочисленные, художника за работой в некоторых египетских живописных произведениях или на греческих вазах; это образы собирательные, подобно тому, как и подписи гончаров являются фабричными знаками. Зато Плутарх сообщает нам о дерзости Фидия, который изобразил самого себя среди участников <Битвы амазонок> на рельефном щите Афины Промахос в Парфеноне (438 до н.э.). Статус художника меняется в зависимости от того, ставил ли он себя на службу богам или нет. Тексты говорят и о работах Паррасия, которые скорее демонстрировали техническую одаренность мастера. Примеры автопортретов также редки и в средние века: изображения ювелира Вольвиниуса на золотом алтаре ц. СентАмброджо в Милане, монахини Гуды (XIII в.) и Маттыо Париса (XIII в.) в миниатюрах, скульптора Мастер Матье на портале (конец XII в.). Все они представлены в молитвенных позах. В конце средних веков появляются уже бесспорные автопортреты, то есть индивидуализированные лица, все более многочисленные и представленные самыми разнообразными способами. Этому сопутствуют два параллельных явления: новые живописные средства, позволившие итальянским и нидерландским художникам четко изображать черты лица, и подпись, которая привлекает внимание зрителя к автору произведени Но распространение автопортретов предполагает, с технической точки зрения, и усовершенствование и широкое использование зеркал, особенно венецианских, которые с конца XIV в. ценились очень высоко. На любом автопортрете, который можно назвать (<при помощи зеркала>), изображенный представлен в три четверти и устремляет свой взгляд наружу, композиция же носит асимметричный характер. Позже появляется несколько типов автопортрета: 1) <вставной автопортрет> - художник введен в групповую композицию, с отличительным знаком или без него, иногда он растворен в ситуации (<скрытый автопортрет>) или, наоборот, выделен из нее; 2) <представительный, или символический, автопортрет> - художник придает собственные черты историческому или сказочному персонажу, иногда это приводит к предыдущей формуле или же к специфической

Дата публикации: 3-7-2010
Прочитано: 1609 раз
-  1  -
 1  | 2 | 3 | 4[>]