Поиск по сайту


       



Шпалера

Техника шпалеры
или иного произведения, за отсутствием архивных сведений, известно не всегда. На смену шпалерам с геометрическим рисунком, геральдическими мотивами или лиственными узорами приходят шпалеры <с образами> на исторические темы. Заказанный герцогом Анжуйским, братом Карла V, парижскому ткачу Никола Батаю <Апокалипсис> (Анжер, Музей шпалер), является самым выдающимся произведением своего времени. Он создан между 1377 и 1380 по <шаблону> королевского художника Эннекена из Брюгге (Жана Бондоля), исполненному на основе книжной миниатюры. Парижским ткацким мастерским приписываются и шпалеры <Девять героев>, созданные около 1385 (НьюЙорк, Клуатры). С XIV в. слава Арраса становится столь большой, что спустя два века выражение <Арраское сукно> становится синонимом шпалеры. Фактически, после упадка парижской школы, Аррас занимает главенствующее положение в производстве шпалер вплоть до XV века. Иногда трудно отличить арраские шпалеры от шпалер из Турне (в середине XV в. лидирующее положение занял этот центр); характерное для эпохи обилие тем и фигур сильно отличается от строгости композиций предшествующего столетия. В конце XV в. самые значительные шпалеры создаются в мастерских Брюсселя. Среди группы шпалер, созданных в разных центрах и относящихся к типу <тысячи цветов>, следует отметить <Даму с единорогом> (Париж, музей Клюни), авторство которой недавно приписано одному из учеников Вюлькопа, являющегося также автором картонов к <Охоте на единорога> (НьюЙорк, Клуатры). В последней четверти XV в. брюссельские ткачи создают исключительную по своей тонкости и кропотливости ( 11 нитей диаметром в 1 сантиметр) шпалеру - <Три коронования> (Сане, собор), в которой заметна все большая зависимость искусства шпалеры от живописи и, в частности, влияние Мемлинга и Клентина Массейса. Ведущее положение попрежнему сохраняет Брюссель; другими центрами являются Турне, Брюгге, Оденард, Антверпен. Ограниченное орнаментальными мотивами (вазы, аканты), итальянское влияние утвердилось благодаря шпалере <Деяния апостолов> (Ватикан, пинакотека), созданной по картонам Рафаэля (Лондон, музей Виктории и Альберта). Они ткались в нескольких экземплярах по заказу Кор. мануфактуры в Мортлаке (одна из серий хранится в Мобилье Насьональ в Париже). Наряду с влиянием Рафаэля в брюссельских шпалерах заметно и влияние фламандских художников, в частности Баренда ван Орлея, автора знаменитой <Охоты Максимилиана> (Париж, Лувр). Некоторые фламандцы отправлялись в Италиюво Флоренцию (Рост) и Феррару (шпалеры по картонам Баттисто Досси). Брюссель в XVII в. Отъезд ткачей повлек за собой некоторый упадок Брюссельской школы, что положило конец исполнению шпалер по прекрасным эскизам Рубенса ( <Апофеоз Евхаристии>, Мадрид, монастырь Дескальсас Реалес). Картоны Йорданса по своей барочной вычурности не уступают Рубенсу ( <История Карла Великого>, Рим, Квиринальский дворец). Фонтенбло и Париж в XVI в. Страстный любитель шпалер, Франциск 1 приобрел в Брюсселе ряд произведений ( <Деяния Апостолов>, <История Сципиона>). Позже, около 1540, король перевел парижских ткачей в Фонтенбло, где они делали шпалеры для галереи Франциска 1 (Вена, Музей истории искусств). Эти

Дата публикации: 16-8-2010
Прочитано: 1835 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3 | 4 | 5[>]