Поиск по сайту


       



Витраж И Живопись Vitrail er peinture

Витражное искусство
Представители группы <Де Стейл>, Тео ван Дусбург и Софи Тойбер исполнили ансамбль <Обетт> в Страсбурге (не сохранился). Немецкие экспрессионисты увидели в витраже особое выразительное средство. Роль современных живописцев: абстрактное искусство. В 1919 Мастерские сакрального искусства, воссозданные Жаком Ле Шевалье, вступили в первый контакт с живописцами. Но решительный шаг в этом отношении был сделан в 1939 по случаю выставки витражей и шпалер в Пти Пале, где по инициативе Жана ЭбераСте- венса проявились первые опыты Базена, Биссьера, Громера, Грюбера, Синжье, а также швейцарцев Чингриа и Стоккера. В 1946 по инициативе Кутюрье были исполнены витражи в ц. на плато Асси (Базен, Берсо, Шагал и Бони по эскизам Руо), здесь не было цельности, но путь был открыт. В 1949 в небольшой ц. в Брезе Манессье исполнил два витража в свободной и абстрактной манере. В 1954 в витражах музыкального салона в древней капелле в Ре (Кальвадос) немецкий экспрессионист Франсис Ботт использовал технику гризайля. В 1951 в большом фризе в хоре ц. в Оданкуре Леже показал свое умение обращаться с формами, в 1954 в ц. в Курфевр (Швейцария) он умело соединил рисунок и цвет. После своих опытов с декупажами Матисс создал строгий ансабль в капелле Четок в Вансе (1952). В 1955 Брак в капелле СенДоминик в Варанжвиле демонстрирует схожий подход, а в витраже в приходской ц. XV в. в том же городе, наоборот, достигает пышности (работа завершена Юбаком). Эти произведения могли бы предотвратить путаницу, часто допускаемую публикой, между декоративным искусством и абстракцией. В 1959 Рапп писал, что <беспредметное искусство вводится в Германии посредством витража>: это подтверждают и работы Доминикуса, Готтфрида Бёма, Людвига Шаффрата и Вильгельма Буксхюльте. Эта тенденция была характерна и для Франции, где нашла свое выражение в ц. НотрДам-деПовр в Иссиле-Мулино (1955. Л. Зак). Хотя все эти опыты имели последователей, творчество двух мастеров следует рассмотреть отдельно. Вийон создал в капелле XIX в. собора в Меце три больших витража (1957), а Шагал в том же соборе, но в части, построенной в XIII в., продолжил свою библейскую тематику. Подобно своим предшественникам XVI в. и используя все возможности гравюры и живописи на стекле, Шагал достиг эффекта наивности своих ранних произведений. Более таинственные размышления присущи витражам Биссьера (в частности, в соборе в Меце) и Базена (собор СенСеверен в Париже).

В США

творческая индивидуальность Роберта Соэрса выразилась, прежде всего, в огромном витраже Терминала в аэропорту Кеннеди (1962). Однако по обе стороны Атлантики место витража определяется архитектором. Работы Ле Моаля в Оданкуре, Манессье в Хеме, Арикхи в синагоге в РодАйланде, свидетельствуют об интересе художников к комбинированному использованию материалов. Выставки витражей (Страсбург, 1965, Париж, 1969) позволили многим крупным художникам (Полякову, Виейра да Сильва, Лапику, Маньелли, Синжье) показать свой вклад в это искусство. Анри Фосийон писал в книге

Дата публикации: 14-8-2010
Прочитано: 1359 раз
-  4  -
[<]1 | 2 | 3 |  4  | 5[>]