Поиск по сайту


       



Масляная Живопись

Понятие "масляная живопись" обозначает технику, которая появилась в XV в. и которая символизирует собой европейское искусство Нового времени
состояние грунта в тех случаях, когда основа плохо сохранилась. Отметим, что масляная живопись иногда наносилась на грунт, приготовленный для темперы, - многослойный гипсовый или клеевой грунт ("gesso duro"), иногда с заключенным внутрь тонким полотном. Гипсовая грунтовка подвергалась тщательной шлифовке; она очищалась и покрывалась слоем темперы и, позже, лаком. Этот грунт предназначался для живописи, накладываемой послойно, чистыми тонами, которые взаимодействовали с белым грунтом. Однако он очень ломок и поэтому не пригоден для холста. Гипсовой грунтовке нередко предпочитают клеевую, в которую примешивают (с XIX в.) элементы на основе свинцовых или цинковых белил. Несколько слоев грунта необходимы, а последний слой до XIX в. часто был цветным, согласующимся по тону с общим колоритом картины. Эта "imprimatura", используя итальянский термин, становится определенным живописным обязательством, связанным с фактурой холста и колоритом картины. Верхний слой грунта может быть темперным, масляным или покрытым лаком. В настоящее время целлюлозные краски позволяют использовать грунты, защищающие холст от трещин; акриловые эмульсии допускают использование масляной краски поверх эмульсионного слоя. Изобретение масляной живописи. Несмотря на то что краски на масляной основе применялись довольно давно, масляная живопись появилась гораздо позже, в середине XV в., когда нидерландские художники начали писать картины маслом на деревянной основе. До этого времени применяли различные виды темперы, изготовлявшейся по сложным рецептам, в частности с использованием эмульсии из воды, масла и яиц, как в Италиимасло было очень густым и медленно сохло, а вода была необходима для его разбавления. В конце холст часто покрывали лаком на основе масла и древесных смол. Масло предварительно очищалось и загустевало на солнце ("Трактат" Ченнини). Масляные лаки служили также для придания "блеска" некоторым краскам; после такой обработки многие темперные краски блестели как масляные. Эти же методы использовались и в стенной живописи. При этом, однако, художники стремились к еще большему сближению оттенков одного цвета, постепенно открывая для себя оптические эффекты и чувство пространства. Необходимость светотеневой лепки дала направление новым поискам. Особая страсть к алхимии, к "секретам" мастерской, двигала художниками в их стремлении бесконечно улучшать полученные рецепты. Наконец, развитие способов очищения эссенций и спиртов повлекло за собой превращение живописи в "драгоценное" искусство, подобное ювелирному делу (во Флоренции живописцы входили в цех ювелиров). Именно в этом контексте был изобретен способ Яна ван Эйка, "отца" современной масляной живописи; роль Италии в этом процессе остается не до конца проясненной (например, загадочный Доменико Венециано). Речь идет об одной находке, сделанной в контексте

Дата публикации: 14-7-2010
Прочитано: 1241 раз
-  3  -
[<]1 | 2 |  3  | 4 | 5 | 6 | 7 | 8[>]