Поиск по сайту


       



Мастерская

Мастерская - это место, где работает живописец или скульптор со своими помощниками, подмастерьями и учениками.
(СанктПетербург, Гос. Эрмитаж; Бостон, Музей изящных искусств). На протяжении XVI в. этот образ был популярен в Нидерландах и сохранял религиозный характер. Святой покровитель живописцев иногда изображается коленопреклоненным перед Мадонной, одной или с младенцем, иногда ангел направляет его руку, нередко присутствуют и другие персонажи, которые играют роль подмастерьев. Ф. Флорис в своей картине, исполненной для гильдии, изобразил в виде подмастерья самого себя, растирающим краски (Антверпен, Кор. музей изящных искусств). Само помещение, где происходит действие, еще не определено, чаще всего это дворец или церковь, выходящая на дворец, в XV и XVI вв. - кабинет, и мольберт позволяет уточнить место. Посвященная достоинствам живописца, эта иконография существовала вплоть до XVII в. (картины Ланфранко, Сурбарана и Миньяра) и ушла из живописи вместе с исчезновением цехов. В XVII в. увеличение числа мастерских сопровождалось многочисленными их изображениями, в особенности во Фландрии. Теперь это, как правило, жанровые сцены, иногда представляющие кабинет любителя искусств (Д. Тенирс Младший - "Мастерская художника", РэбиКастл, собрание лорда Бэрнарда), иногда идеальные и пышные или, наоборот, достаточно реалистичные, показывающие атмосферу работы, как на картине ван Остаде (Амстердам, Гос. музей). Образ мастерской может представлять для художника и чисто символический или поэтический интерес; так, картины Веласкеса, Рембрандта и Вермера посвящены творчеству как таковому. В искусстве Нового времени эта иконография перестала существовать. В XIX в. художники любили изображать самих себя в своих мастерских, в окружении учеников и друзей. Картина Буальи с изображением собрания художников в мастерской Изабе (Париж, Лувр) - это обычная галерея портретов, где автор стремится выразить социальный аспект жизни в мастерской (подобно Кошеро в его картине "Мастерская Давида", там же). Во второй половине XIX в. мастерская приобретает значение, которого не имела никогда прежде. Художник выбирает себе закрытое от посторонних глаз место, где вырабатывает свои идеи (картина Делакруа, Париж, Лувр); Коро удалился на улицу Парадис-Пуассоньер. Подобный образ создан на картинах Курбе ("Ателье", или "Реальная аллегория", Париж, музей Орсэ), Базиля ("Мастерская художника", 1870, там же), ФантенЛатура ("Мастерская в Батиньоле", там же). Многие художники XX в. (в частности, Матисс и Пикассо) обратились к теме "Художник и его модель". Исчезновение из живописи жанра автопортрета компенсируется видом мастерской, отражающей внутренний мир художника (Брак, Марке, Дюфи, Шагал, Джакометти, Лихтенштейн).

Дата публикации: 1-8-2010
Прочитано: 1072 раз
-  3  -
[<]1 | 2 |  3