Поиск по сайту


       



Натюрморт

поэтическое восприятие красоты
искусств). В XVII в., <великом веке натюрморта>, диалог Севера и Юга продолжился; к их произведениям, равноценным по качеству и количеству, вскоре добавились испанские бодегоны и французские и немецкие натюрморты. Караваджо изменил ход развития натюрморта, придав ему монументальность и новизну трактовки. Ее архетипом можно считать <Корзину с фруктами> (Милан, пинакотека Амброзиана). Строгость композиции, единый светлый фон, монументальность, достигнутая точкой зрения слегка снизу вверх, сочетание темы <ванитас> и фруктов (червоточина в яблоке, больные листья, но и свежие карли росы), а вовсе не символические аксессуары, поднимают это произведение до непревзойденного уровня наблюдения тихой жизни. Вокруг Караваджо и вслед за ним развилось целое течение, особенно захватившее Ломбардию, Бергамо (Баскенис), Рим, Неаполь (Рекко), Эмилию, Тоскану и даже Испанию (А. Понес). По мнению Ч. Стерлинга, именно в кругу Караваджо были созданы произведения, в которых выделились две специфические испанские черты: <Мощная светотень и не просто выверенная, но часто строго симметричная композиция>. Подталкиваемое с конца XVI в. примерами нидерландской (Я. ван дер Хамен) и итальянской (Кампи) живописи, испанское искусство XVII столетия было богато натюрмортами и богатство это было открыто недавно (П. де Кампробин, X. Фернандес, Ф. Галиция, не говоря уже о шедеврах Сурбарана и Санчеса Котана). В Испании были и свои художники цветовотмеченный итальянским влиянием X. де Арельяно, а также Т. Иепес. Бодегон будет существовать на протяжении всего XVII и даже в XVIII столетии. Наряду с Испанией, другим крупным центром натюрморта в XVII в. была Франция. Характерной чертой французской живописи того времени были поиски синтеза северных и итальянских элементов, причем влияние Севера приобладало в первой половине XVII в., а Италииво второй. Важную роль играла также и колония северных художников в Париже (Ж. М. Пикар, П. ван Букл), вокруг которой сформировалось самостоятельное течение, лучшими представителями которого стала протестантка Луиз Мойон и великий живописец Боген, который благодаря своему утонченному искусству и интеллектуальности находился несколько в стороне от этой группы. Одновременно с развитием натюрморта во Франции сам этот жанр разделился на отдельные категории, многие из которых стали отражением национального духа страны. Влияния итальянского барокко и фламандской техники были восприняты и переработаны в соответствии с национальным вкусом и требованиями клиентуры. Одно из главных течений французского натюрморта представлено творчеством Ж. Б. Моннуайе и характеризуется элегантным изображением цветов и фруктов (скульптурные балюстрады или карнизы, драпировки, изделия из золота и серебраваза с цветами на версальском по стилю антаблементе). Наследником этого искусства стал Ж. Б. Блен де Фонтена, в творчестве которого декоративная тенденция еще больше усилилась. Помимо вышеупомянутых художников, в жанре натюрморта работали и многие другие живописцы (Ж. Линар, П. Дюпюи, С. Стоскопф). В XVII в. во Франции

Дата публикации: 17-7-2010
Прочитано: 1969 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3 | 4[>]