Поиск по сайту


       



Натюрморт

поэтическое восприятие красоты
Натюрморт



НАТЮРМОРТ

Nature morte По словам Ч. Стерлинга: <Истинный натюрморт рождается в тот момент, когда художник принимает фундаментальное решение выбрать в качестве сюжета и организовать в пластическое единство группу предметов. То, что в зависимости от эпохи и среды он связывает их с различными духовными аллегориями, ничего не меняет в главной цели художника: передать свое поэтическое восприятие красоты, которую он увидел в этих предметах и в их сочетании друг с другом>. Проблема хронологических и стилистических истоков натюрморта является частью более широкой проблемы истоков, изолированности и постоянном исчезновении жанров в западной живописи, начиная с конца Средневековья и до наших дней. Часто приводятся различные даты и места, связанные с первыми попытками выделитьаксессуары религиозных и мифологических сцен, придать им статус самостоятельного сюжета, который уже сам по себе достоен внимания художника и может стать главной темой живописного панно, картины или фрески. Вопреки распространенному мнению, первые натюрморты появились не в Голландии. а, вероятно, в Тоскане еще в начале XIV в., в нишахобманках, написанных Талдео Галди (1337-1338) в ц. СантаКроче во Флоренции. Итак, сама идея, по всей видимости, родилась в Италии. В XV столетии натюрморт перешел в живопись и искусство инкрустации, нередко вдохновленные текстами и вариациями на античных фресках и мозаиках. Новый этап в истории натюрморта связан с искусством Северного Возрождения, которое по своему темпераменту находилось гораздо ближе к тактильным ценностям и фактуре вещей (как, например, в работах ван Эйка). Развитие натюрморта явилось результатом диалога североевропейского и южноевропейского искусства, продлившегося до XIX в. и ставшего одним из главных факторов эволюции живописи, которая привела к появлению шедевров Шардена. На самом деле, появлению первого итальянского натюрморта (Якопо де Барбари - <Куропатка со стрелой и перчатками>, 1504, Мюнхен, Старая пинакотека) предшествовало широкое распространение самых разных северных произведений - от рисунков на полях манускриптов (Мастер Марии Бургундской, ок. 1485-1490, Оксфорд, библиотека Бодли) до натюрмортов, состоящих из предметов и цветов и жанра <ванитас> с черепом и костями на оборотах алтарных картин (Ганс Мемлинг - <Ирис и лилия>, на обороте картины <Портрет молодого донатора>, 1490, Лугано, собрание Тиссен-Юорнемиса; Ян Госсартчереп на обороте <Диптиха Каронделс>, Париж, Лувр). Расцвет натюрморта датируется серединой XVI в. и совпадает с разделением живописи на отдельные жанры. Сам жанр натюрморта разделился на множество <типов картин>: интерьер кухни с персонажами или без них, накрытый стол в сельской обстановке, <ванитас> с книгами или такими символическими предметами, как погашенная свеча, игральные карты, музыкальные инструменты или ваза с цветами. Все эти темы преобладали в натюрмортах северных художников и были вскоре подхвачены и стали имитироваться и дополняться испанцами и итальянцами (Алехандро де Лоарте, Винченцо Кампи). Искусство этих художников происходит из творчества Питера Артсена и Бейкелара (Артсен - <Лавка мясника>, 1551, Уппсала, музей). Так, художник круга Артсена написал в 1560-е небольшой натюрморт с изображением накрытого стола, предвосхищающий <классические> натюрморты (Брюссель, Кор. музей изящных

Дата публикации: 17-7-2010
Прочитано: 2042 раз
-  1  -
 1  | 2 | 3 | 4[>]