Поиск по сайту


       



Пейзаж

Пейзажная живопись
еще архаична, то фон на картине того же ван Эйка <Мадонна канцлера Ролена> (ок. 1430-1435, Париж, Лувр) впервые создает ощущение реального пейзажа. Интересно проследить некоторые взаимодействия этих дополняющих друг друга концепций пейзажа. Наиболее очевидны они в миниатюрах Жана Фуке и в произведениях Джованни Беллини, который около 1470-1475 освобождается от геологической одержимости в духе Мантеньи и благодаря освещению достигает безупречной точности в передаче оттенков и гармоничного взаимодействия персонажей с природой. Позже в картинах Пьеро делла Франческа строгость перспективного пейзажа также будет смягчена и поэтизирована, наполнена воздухом. Наряду с этими новыми концепциями пейзажа во второй половине века и даже вплоть до 1510 процветает и часто встречается тип камерного, интимного пейзажа, соответствующего повествовательной тенденции в живописи. Именно этот тип характерен для произведений Рогира ван дер Вейдена, Мемлинга, Боутса, большинства немецких художников, Филиппино Липпи, Лоренцо ди Креди, Гирландайо, Пьеро ди Козимо и Перуджино. Итальянские художники схематизируют мотивы, заимствованные из нидерландской живописи, - пейзаж, увиденный в окно, или портрет на фоне сельского пейзажа. Их вдохновляет, в частности, знаменитый <Алтарь Портинари> Гуго ван дер Гуса. В начале XVI в. несколько идейных течений способстцуют появлению в пейзаже новых направлений: мечты о неведомых землях, навеянные великими географическими открытиями; внимание к топографической точности, связанное с распространением гравюр-иллюстраций и <аркадской> литературой в Италии. Космический пейзаж, навевающий мысли о новых измерениях, о Земле, - поэтому он всегда приобретает столь фантастический вид, - будет распространен в первой половине XVI в. в Нидерландах; у его истоков стоял в конце XV в. Босх. Между 1510 и 1524 определяется и концепция пейзажа Патинира: как и Босх, он изображает высокий горизонт и безграничные водные пространства, но на своих небольших картинах он расширяет ряд параллельных планов, персонажи теперь играют роль всего лишь статистов, а почти монохромный голубоватозеле- ный колорит усиливает впечатление чегото ирреального. В это же время германские страны, которые до того времени ничем не выделялись, вносят своеобразный вклад в рождение самостоятельного пейзажного жанра (Альтдорфер - <Лесной пейзаж с битвой св. Георгия> и <Иоанн Евангелист и Иоанн Креститель>, Мюнхен, Старая пинакотека). Панорамные пейзажи, пришедшие на место обжитой природы нидерландских художников, представляют безлюдные водные просторы и передают волнение космического пространства (Альтдорфер - <Битва Александра Македонского с Дарием>. там же). Но эта предромантическая концепция пейзажа, служащего средством передачи чувств самого художника, принимает также форму кропотливого исследования очертаний деревьев или скал в некоторых рисунках Дюрера или художников Дунайской школы, которые представляют собой первые образцы чистого пейзажа. Интерес к топографическим изображениям пробуждается в конце XV в. Возникают и первые самостоятельные городские виды

Дата публикации: 9-8-2010
Прочитано: 1578 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8[>]