Поиск по сайту


       



Пейзаж

Пейзажная живопись
- в 1484 Пинтуриккио создает в Ватикане изображения городов, которые считались тогда произведениями в нидерландском духе. Роль Италии в быстром развитии пейзажного жанра заключалась в том, что художники видели в нем отражение гармонично организованного мира. У Леонардо да Винчи интерес к пейзажу был одновременно научным, философским и художественным. Его трактаты и рисунки свидетельствуют о внимании художника к оптическим явлениям и стремлении раскрыть секреты природы. В Венеции определяющим было влияние поэзии Вергилия; оно проявилось, прежде всего, в произведениях Джорджоне. Художник компонует простые формы с помощью световых эффектов и симметрии, которая станет еще более явной у Тициана. Этим Джорджоне предвосхищает идеализированный классический пейзаж. В то время как в <Мадонне из Кастельфранко> пейзаж является лишь фоном для религиозной композиции, в <Грозе> (Венеция, гал. Академии) природа поглощает персонажей и оживляется светоносными мазками. Хотя <Сельский концерт> (Париж, Лувр) своими дальними имматериальными планами напоминает о поэтичности Джорджоне, написавший эту картину Тициан с размахом изображает листву деревьев, предвещая пышность своих зрелых произведений. Необходимо дополнить этот беглый обзор истории европейского пейзажа первой половины XVI в., указав на те изменения, которые после 1570 завершатся созданием его общей интернациональной концепции. Многие мастера являются, на самом деле, художниками северного происхождения, работающими за Альпами, а их гравюры распространяются по всей Европе. Заимствования из северного искусства будут в Италии спонтанными. И наоборот, глубокое итальянское влияние преобразит нидерландский пейзаж во второй трети XVI в.; особенно это скажется в искусстве Склорелянесколько поверхностном подражании Джорджоне. Но только Брейгель был способен в полной мере синтезировать тщательный описательный подход северных художником и линейную архитектонику венецианских мастеров. Обогатив венецианский пейзаж философскими космогоническими представлениями, он, начиная с альпийских зарисовок и особенно во <Временах года> (1565, Вена, Музей истории искусств), достигает органичности композиций, связывающей первый план с фоном и дополненной еще не всегда ясно выраженными нюансами атмосферных явлений. Между тем в 1560-е появляется тип пейзажа, который можно назвать <маньеристическим>. На место <героического> пейзажа Тициана или Брейгеля приходит декоративный пейзаж. В его развитие свой вклад внесли многие художественные центры: Фонтенбло, особенно в области гравюры; Венеция, благодаря которой распространяется мода на пейзаж в украшении дворца (фрески Веронезе на вилле Барбаро в Мазере, ок. 1560). Наряду с Тинторетто и Я. Бассано, Веронезе использовал пронзительный яркий свет. Паоло Фламминго и Л. Тупут вырабатывают италофламанд- скую концепцию, которую после 1587 наследует Франкентальская школа. Но эта школа в произведениях Г. ван Конинкслоо открывает в пышноразросшихся лесах новую поэзию, в то время, как другие художники

Дата публикации: 9-8-2010
Прочитано: 1526 раз
-  3  -
[<]1 | 2 |  3  | 4 | 5 | 6 | 7 | 8[>]