Поиск по сайту


       



Пейзаж

Пейзажная живопись
начинается расцвет голландского пейзажа, когда изучение атмосферных эффектов приводит к обобщенной, почти монохромной тональности, а единство композиции часто создается с помощью диагонали дороги или канала. Крупными художниками, работавшими в этой манере, являются ван Гойен и С. ван Рёйсдал. Около 1645 на место этих воздушных пейзажей приходит более монументальный стиль, наполненный контрастами света и цвета. Этот этап, ощутимый в творчестве ван Гойена, прежде всего представлен в произведениях Я. ван Рёйсдала. Многие художники совершают путешествие в Италию, а часто остаются там навсегда. Около 1620 первое поколение голландских художников в Риме (Пуленбург, Бренберг, Сваневелт) испытывает влияние Бриля, иногда Эльсхеймера и изображает на своих картинах тщательно исследованные античные руины. Мастера, жившие в Риме во второй трети века (Бот, Берхем, Асселейн), видят римские сельские местности с голубоватыми горами уже глазами Клода Лоррена. Наконец, индивидуальность Рембрандта не позволяет ограничить голландский пейзаж слишком узкими рамками. С традицией голландского пейзажа Рембрандта объединяет топографическая точность и общий колорит, но он превосходит ее в таких пейзажах, как <Каменный мост> (Амстердам, Гос. музей). Пейзажи Рубенса своим выразительным динамизмом, переданным с помощью света и цвета, сильно напоминают принципы барокко. Отказавшись от композиционных приемов Конинкслоо и Бриля, заимствуя у Эльсхеймера таинственное ночное освещение, а у Карраччипышные кроны деревьев, Рубене только к 1630 достигает гениальной индивидуальности своих пейзажей. Композиция разворачивается с первого открытого плана; очень выразительны деревья, но особенно художник любит передавать световые явления в переходные моментыгро- за, восход или закат солнца ( <Пейзаж с замком Стен>, Лондон, Нац. гал.). Плавно движущаяся кисть Рубенса выражает эти контрастные состояния с помощью сопоставления теплых и холодных тонов, сливающихся в движении. В этом Рубене опережает свой век. В произведениях других фламандских пейзажистов (Вилденс, ван Уден) можно видеть только слабые отголоски его стиля. Приблизительно с 1680 по 1790 вдохновение пейзажистов иссякает. В это время вкусы итальянских художников колеблются между классицизмом (Локателли, Цуккарелли) и театральностью С. Розы (Маньяско, ранний Гварди, М. Риччи). Рубене вдохновляет Ватто, голландских итальянистов Ж. Берне, а такие художники, как Гейнсборо и Фрагонар, ориентируются на голландскую живопись. <Живописцы руин> - от Маньяско и Паннини до Пиранези и Юбера Роберастремятся в следах прошлого выявить скрытый романтизм. Ведутисты (Ванвителли в Риме, Каналетто и Гварди в Венеции) поэтизируют топографически точные изображения с помощью окутывающей все светлой прозрачной атмосферы. Во Франции Юбер Робер дополняет этот жанр оттенком неоклассицистического пуризма. Реакцией на все эти ухищрения XVIII в. стал в начале XIX столетия новый тип пейзажа, и вполне естественно будет назвать

Дата публикации: 9-8-2010
Прочитано: 1581 раз
-  5  -
[<]1 | 2 | 3 | 4 |  5  | 6 | 7 | 8[>]