Поиск по сайту


       



Пейзаж

Пейзажная живопись


ПЕЙЗАЖ

Paysage Пейзажная живопись восходит к античной традиции, известной как по редким сохранившимся произведениям, так и по описаниям древних авторов. Позже пейзажная живопись глубоко изменилась под воздействием христианской космогонии, перенесенной на средневековый Запад из Византии. Восточная и варварская традиции и особенно христианское недоверие к чувственной природе и пристрастие к архетипам объясняют примитивные представления об организации внешнего мира в зрелом средневековом искусстве как в Византии (где мозаика повлияла на фреску и миниатюру), так и на Западе. Элементы пейзажа изображены еще очень схематично и служат лишь в качестве фона, на котором происходит действие. В Италии в самом конце XIII в. реализм Джотто придает пейзажу некоторую пластичность и более правдоподобные пропорции. В начале XIV в. заметны попытки развития пространства пейзажа в глубину с помощью кулис в виде расположенных уступами скал. Около 1337-1339 Амброджо Лоренцетти в своей фреске <Аллегория доброго правления> (Сиена, Палаццо Публике) превращает пейзаж в обширную панораму, где среди привычной цепочки известковых гор с легкостью изображает человеческую жизнь в ее истинном масштабе. Но слишком новаторское, это направление не получило дальнейшего развития. В середине XIV в. символический и декоративный язык живописи средневековья направит развитие пейзажа в другую сторону - в сторону коврового пейзажа, самым ранним известным примером которого являются фрески в Авиньоне. В период между 1380 и 1430 этот тип пейзажа появляется в немецких <Райских садах> и их имитациях у Стефано да Верона, во фресках с изображением времен года в Тренто, в <Видении св. Евстафия> Пизанелло и на сохранившихся страницах франкофламандских рукописей. Однако во франкофламандских миниатюрах многочисленные скалы и растительные узоры превращаются в однородный пейзажсреду. В <Великолепном часослове герцога Беррийского> взгляд сверху вниз позволяет братьям Лимбургам охватить целиком фрагмент природы и связанную с ней человеческую деятельность ( <Месяцы>); композиционное единство дополняется воздушной перспективой и наблюдением времен года. Однако этот еще полусказочный, пейзаж не удовлетворял новому реалистическому духу Ренессанса. В 1430 происходит скачок в художественном освоении пространства благодаря открытию линейной перспективы в Италии и световоздушной - в Нидерландах. Использование линейной перспективы в пейзаже началось, видимо, не ранее 1440 (Паоло Уччелло - <Битва св. Георгия с драконом>, Париж, музей ЖакмарАндре), а уже около 1460 все крупные итальянские художники кватроченто, писавшие пейзажи (в их числе Джованни Беллини и Пьеро делла Франческа), используют эти сходящиеся линии и уменьшающиеся по мере удаления от зрителя простые объемы. Если итальянские живописцы считали это единство изображенного априорным, то нидерландские мастера находили его в динамическом процессе, объединявшем ощущение близости природы и сознание бесконечности пространства. Если в <Гентском алтаре> Яна ван Эйка и <Рождестве> Мастера из Флемаля (Дижон, Музей изящных искусств) композиция

Дата публикации: 9-8-2010
Прочитано: 1525 раз
-  1  -
 1  | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8[>]