Поиск по сайту


       



Перспектива

Наука построения форм и определения пропорций
Перспектива



ПЕРСПЕКТИВА

Perspective Наука построения форм и определения пропорций, создающих реальное отображение мира, видимого с фиксированной точки зрения. В исследованиях о живописи слово <перспектива> употребляется в более широком значении по отношению ко всем эмпирическим или условным приемам, связанным с изображением на плоскости трехмерного пространства. Эта проблема особенно важна в фигуративной живописи. Иначе говоря, перспектива отчасти связана с тем, что можно назвать <визуальным реализмом> в противовес <интеллектуальному реализму> (или, точнее, <концептуальному>), который не столько видит предметы и пространство, сколько знает об их существовании. Эта связь с видимым миром, однако, не должна приводить к отождествлению перспективы с явлениями зрительного восприятия, которые столь увлеченно изучал Леонардо да Винчи и которые достаточно хорошо известны благодаря научным и философским исследованиям начала века, посвященным зрительному восприятию в целом. Перспектива в действительности представляет собой рациональную сторону <видимого реализма>. Классическая линейная перспектива. В сознании западноевропейского человека пбрспбктава - .по прежде всего перспектива классическая. И именно по отношению к ней оцениваются другие виды перспективы. Небесполезно поэтому вспомнить ее основные принципы в том виде, в каком они дошли до нас. При взгляде на какуюлибо группу предметов мы видим различные световые эффекты и благодаря привычке, полученной еще в детстве, различаем некоторое число предметов, расположенных в кажущемся нам безграничном пространстве (видимое пространство в действительности ограничено, но мы не замечаем этого: офтальмологи пользуются специальным аппаратом для его измерения). Напрягая внимание, мы замечаем объекты геометрической формы и видим, что они образуют вертикальные, горизонтальные и косые линии, но трудно понять, какой логике эти линии подчинены. Посмотрим теперь на те же предметы через прозрачную плоскость, мнимую или реальную, называемую <картиной>. Мы сразу же минуем область, которую в средние века называли <естественной> перспективой ( <оптика> древних и Леонардо да Винчи), и перейдем к перспективе <искусственной>, то есть к набору данных и величин, с помощью которых и была создана наука перспективы. Зрительное поле, которое в данном случае лучше назвать <живописным полем>, будет ограничено прямоугольной рамой картины. Взгляд сведен здесь к одной определенной точке зрения и может быть представлен в виде пирамиды, называемой <зрительной пирамидой>. Высота этой пирамидыли- ния, мысленно проведенная из глаза перпендикулярно картинной плоскости, - называются <основным зрительным лучом>. Горизонтальная линия, также мысленная, но иногда, однако, видимая на берегу моря и перпендикулярная зрительному лучу на картине, является линией горизонта. Точка пересечения основного зрительного луча с линией горизонтаэто центральная точка схода. Точки, определяющие расстояние, расположены на линии горизонта по обе стороны от основной точки схода на расстоянии, равном длине х)сновного зрительного луча. Нижний край картины называется <линией земли>. При центральной перспективе,

Дата публикации: 19-5-2010
Прочитано: 1439 раз
-  1  -
 1  | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11[>]