Поиск по сайту


       



Перспектива

Наука построения форм и определения пропорций
унаследованной от Микеланджело виртуозности и своему вкусу ко всему странному и экстравагантному. В XVII в. перспектива утвердилась столь прочно, что стала теперь служить интерпретации самого сюжета картины. Так, например, совершенно очевидно, что у Пуссена перспектива не столь важна в картине <Аркадские пастухи>, но зато выражает самую суть сюжета в <Похищении сабинянок> (Париж, Лувр), где почти анаморфическая, но достаточно строгая композиция создает впечатление неописуемого беспорядка. Кроме того, перспектива как средство натуралистического изображения становится в XVII в. объединяющей основой, подобно тому, как в музыке такой основой была система тональностей. Художники эпохи барокко не могли больше довольствоваться статическим характером классической перспективы и в росписях плафонов создали совершенно особый тип перспективы. Как и в анаморфозе, здесь предполагается, что предмет рассматривается с очень близкого расстояния и поэтому уходит резко вверх; вместо простых вертикальных линий используются наклонные. Тем самым изображение приобретает больший динамизм. Подобные эффекты иногда использовал и Тинторетто, например в картине <Иосиф и жена Пентефрия> (Мадрид, Прадо). Другое средство для создания эффекта движения открыл еще Пьеро делла Франческа; суть его заключалась в очень низком расположении линии горизонта. Барочные живописцы опустили линию горизонта еще ниже, благодаря чему стало возможным достичь поистине головокружительного эффекта падения. Барочному иллюзионизму присуш и развитый вкус к ракурсам, проявившийся, в частности, в росписях плафонов в Риме и Австрии. Упадок классической перспективы. Делакруа был последним мастером, использовавшим классическую перспективу для построения своих грандиозных исторических композиций. Большинство же художников XIX в. относилось к ней как к обычному навыку живописца. Между тем появившиеся у Энгра перспективные искажения предвещали новое видение. Импрессионисты, хотя и относились к перспективе еще с большим почтением, потрясли ее основы, развив до предела чувственность образов, чему отчасти способствовала сама классическая перспектива. Еще Леонардо писал, что все тела вместе и каждое в отдельности наполняют картину бесконечными образами, которые сохраняют природу, цвет и форму изображаемых предметов. Перспектива, добавлял он, <правит> живописью. Иначе говоря, Леонардо считал, что геометрия может упорядочить наши ощущения. Сезанн и перспектива. Именно это поймет Сезанн, который, приняв импрессионистическое видение, вновь введет в живопись геометрические принципы. Когда Сезанн говорит, что в апельсине, яблоке, шаре и голове есть точка, которая всегда наиболее приближена к нашему глазу, он имеет в виду именно перспективу. Еще более определенно Сезанн высказался в письме Эмилю Бернару (15 апреля 1904): <Разрешите мне повторить то, что я уже говорил Вам здесь: трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса -и все в перспективном сокращении, то есть каждая сторона предмета, плана должна быть направлена к центральной точке. Линии, параллельные горизонту, передают протяженность, то есть выделяют кусок из природы или, если хотите, из картины, которую Вечный Всемогущий Бог развертывает перед нашими глазами. Линии, перпендикулярные

Дата публикации: 19-5-2010
Прочитано: 1439 раз
-  10  -
[<]1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |  10  | 11[>]