Поиск по сайту


       



Перспектива

Наука построения форм и определения пропорций
этому горизонту, дают глубину>. Однако перспектива Сезанна отходит от классической перспективы и становится чувственной; она стремится разрешить фундаментальный парадокс перспективы, о котором уже шла речь выше, ценой искажений, отмеченных многими критиками и историками искусства. Об этом говорит и философ МерлоПонти: <Когда я смотрю на уходящую к горизонту дорогу, бессмысленно говорить и то, что края дороги сходятся в одной точке, и то, что они параллельны: они параллельны в глубине. Ни перспектива, ни параллелизм не являются данностью. Я нахожусь на самой дороге, а глубина не задает ни ее перспективной проекции, ни <настоящей> дороги> ( , 1945). Таким образом, в подлинной перспективе геометрия избегает всякого научного контроля. Эксперимент приходит к своему завершению. Перспектива в современной живописи. В Сезанне обычно видят предтечу кубизма и, следовательно, современной живописи. Это в некотором смысле верно, но можно задаться вопросом, не будет ли в конечном счете правильнее считать его творчество гениальным завершением драмы, возникшей в эпоху кватроченто? Когда кубизм посвоему воспримет конструктивные приемы Сезанна, вопрос о перспективе отпадет сам собой. Можно даже сказать, что аналитический кубизм был самой удачной попыткой избежать совмещения реального мира и воображаемого мира картины, совмещения, которое может случиться даже в абстрактной живописи. С этого времени перспектива перестает быть объектом исследования. Трудно, например, всерьез рассматривать аллюзии на перспективу в <Педагогических эскизах> (1925) Пауля Клее, каково бы ни было наше восхищение творчеством этого художника. В свою очередь, Андре Лот ( , 1950) дает понять, что художники отныне свободны в выборе различных типов перспективы. Действительно, в современном искусстве проблема перспективы является частью более общей проблемы пространства. Более других перспективой продолжали интересоваться сюрреалисты; Де Кирико, например, открыл <волнующую связь> между перспективой и метафизикой. В его <Пророке> (1915) изображен призрачный персонаж перед черной доской с перспективными рисунками. Если кубисты отказались от перспективы, которая стала теперь грамматикой видимого мира, то сюрреалисты увидели в ней оккультное и тревожное знание.

Дата публикации: 19-5-2010
Прочитано: 1439 раз
-  11  -
[<]1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |  11