Поиск по сайту


       



Перспектива

Наука построения форм и определения пропорций
то есть когда точка зрения находится на ограниченном расстоянии от картины (в противоположность аксонометрии, где точка зрения уходит в бесконечность), все линии, не параллельные плоскости картины, уходят в глубину пространства картины. Только линии, лежащие в плоскостях, проходящих через основной зрительный луч (следовательно, через основную точку схода), не уходят в глубину, даже если они не параллельны плоскости картины. Число возможных точек схода может быть бесконечным. Главными из них являются центральная точка схода, в которой сходятся все прямые линии, перпендикулярные картинной плоскости, и точки, в которых сходятся наклонные линии, которые на горизонтальной плоскости образуют с линией земли угол в 45 градусов. Выбор расстояния наиболее сильно влияет на степень искажения предметов при построении перспективы. Если расстояние небольшое, то эффекты схода линий будут гораздо более явно выраженными. Если же расстояние равно длине основного зрительного луча, то искажения не зависят от него. Но это условие почти не выполнимо. Эти соображения, которые с XVII в. разрабатывались авторами трактатов по перспективе, часто считаются основой метода воспроизведения реальности. Теперь мы знаем, что речь скорее идет о стереотипном отражении опытов теоретиков кватроченто, стремившихся создать совершенно новое для того времени пространство, богатое возможностями, но столь же противоречивое, как и всякое другое. Классическая перспектива, конечно, соответствует определенному интеллектуальному уровню, в рамках которого собственная точка зрения не может отличаться от других, а ее практическое осуществление в действительности может представлять собой вид самодостаточного технического совершенства. Но нельзя не отметить пренебрежение этой перспективой в случаях, которые не могут быть объяснены недостаточным интеллектуальным уровнем. В этой связи особенно полезно вспомнить о том, что ученость имеет второстепенное значение по отношению к творческому замыслу, который лежит в основе художественного творчества. Единственный способ правильно понять сущность перспективы во всей ее целостностиэто попытаться проследить ее возникновение и развитие, выбрав в истории живописи наиболее характерные случаи ее применения., Византия и средние века. Принципы византийской эстетики, с V в. привитые на итальянскую почву, будут задавать тон всей живописи Средневековья. Здесь мы находим и приемы восточной перспективы. Если в целом для византийской живописи было характерно равновесие между классическими и неклассическими элементами, то в области перспективы изучение схода линий к фиксированным точкам было для нее чуждым. Попытки рационального построения пространства противоречили мистическому характеру византийского искусства. Даже когда предметы изображены очень точно, пластическое чувство не зависело от наблюдений внешнего мира. В мозаике хора ц. СанВитале в Равенне (VI в.), изображающей

Дата публикации: 19-5-2010
Прочитано: 1501 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11[>]