Поиск по сайту


       



Перспектива

Наука построения форм и определения пропорций
императрицу Феодору и ее придворных, например, в руках императрицы можно видеть кубок, который почти в точности соответствует классическому изображению; однако в изображенных слева фонтане и каннелированной колонне смешивается то, что в классической терминологии называется двумя различными точками зрения. В период зрелого средневековья появляются новые очень разнообразные и невероятно выразительные пластические решения, в которых большую роль играет перспектива. Так, в сцене из <Библии Грандваля> (Тур, IX в.), представляющей народ Израиля, потолочные балки, возвышающиеся над колоннами, уходят в глубину по обе стороны от центральной оси (так, что образуется фигура в форме буквы ), за исключением крайних, которые заметно более наклонены. Благодаря этим наклонным линиям такой прием, уже используемый ранее в декоративных целях в римской живописи второго помпейского стиля, выступает здесь как необычайно динамичное пластическое решение. Эта динамическая перспектива является частной формой примитивной перспективы. Действительно, в средневековом искусстве все говорит о синтезе восточных и античных перспективных приемов и нарушений при этом и тех и других. Именно так происходит в широко известном листе из <Кодекса Амиатинус> из Флоренции (VIII в.), с изображением Ездры, работающего под новой редакцией Библии. Расположение и рисунок мебели даны с нарушениями правил перспективы. Скамья, на которую поставлены ноги святого, видна под углом, совершенно отличном от той точки зрения, с которой изображен он сам. Стол изображен по правилам обратной перспективы, точка зрения при построении которой находится не прямо над картиной, как обычно бывает в восточной живописи, но справа. Что касается открытых дверей шкафа, они показаны в совершенно другой перспективе, чем остальная мебель. В листе из известного <Евангелия СенМедар из Суассона> (начало IX в., Париж, Нац. библиотека) Иоанн Евангелист сидит на своеобразном троне, увиденном сверху и в ракурсе, в то время как архитектура изображена снизу и в фас. Композиция наполнена необыкновенной динамикой косых линий, подчеркнутой также и тем, что отверстия в архитектуре не совпадают с основным вертикальным направлением плоскости, к которой они принадлежат. Этот прием нарушения монотонности вертикального плана наблюдается также в <Вавилонской башне> из СенСавена. Трудно передать все разнообразие и изобретательность перспективных решений той эпохи. В XIII в. во Франции живопись проявляет себя главным образом в витражах, которые оказывают влияние на искусство миниатюры. Перспектива отходит на второй план, так, например, в Италии, где художественные поиски прежде всего направлены на иератические композиции, что связано с подобными явлениями в византийском искусстве. Однако именно здесь, в Италии, в конце XIII в. начнется возрождение классической перспективы. Джотто и классическая перспектива в Италии в XIV в. Во фресках цикла св. Франциска верхней ц. базилики СанФранческо в Ассизи, исполненных в последние годы XIII в.,

Дата публикации: 19-5-2010
Прочитано: 1504 раз
-  3  -
[<]1 | 2 |  3  | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11[>]