Поиск по сайту


       



Перспектива

Наука построения форм и определения пропорций
Джотто использует главным образом восточную перспективу, однако в некоторых случаяхнапример, вид города в одной из сценон стремился представить изображение с одной точки зрения, хотя и не был при этом абсолютно последовательным. Как бы то ни было, можно заметить, что основные линии небольшой желтой постройки, расположенной слева под укрепленной дверью, уходят в глубину в соответствии с требованиями прямой перспективы. Во фресках капеллы дельи Скровеньи в Падуе, написанных в самом начале XIV в., элементы архитектуры, в частности две <тайные капеллы> (как назвал их Р. Лонги), иллюзорно изображенные по обе стороны хора, как и мебель в других сценах, также представлены в соответствии с тем, что будет называться классическим видением. Кроме того, изображая ангелов в <Распятии>, Джотто первым применяет такой ракурс, из которого ему с легкостью удается извлечь поразительные эффекты. Эти перспективные поиски будут продолжены Паоло Уччелло, в частности в его батальных сценах. В композиции, изображенной на обороте <Маэсты> Дуччо и представляющей Иисуса перед первосвященником (1308-1311, Сиена, музей собора), можно видеть кессонированный потолок, изображенный в безупречно построенной перспективе с точкой схода, сдвинутой влево. Хорошо известный городской вид Амброджо Лоренцетти (ок. 1335-1340, Сиена, Нац. пинакотека) является замечательным примером перспективы с двумя основными точками зрения. Этот ряд примеров, свидетельствующих об увлечении перспективой художников первой половины XIV в. и об открытии некоторых основных законов, можно было бы продолжить (в частности, вслед за ДжоттоПьетро и Амброджо Лоренцетти в Тоскане, Симоне Мартини в Ассизи). Но решающую роль в этом процессе сыграют художники раннего кватроченто. Брунеллески и Мазаччо. Нет ничего удивительного в том, что Брунеллески - архитекторстоит у истоков создания пространства, последовательно основанного на рациональной перспективе. Средневековый архитектор был строителем, скульптором, резчиком по камню, живописцем, мастером линии и цвета. В живописи той эпохи, как и в восточной живописи, геометрические мотивы связаны с определенными предметами. В эпоху Возрождения, напротив, именно геометрия подчиняет себе изображение. Вот почему даже негеометрические фигуры будут изображаться в геометрических формах. То же произошло и со светом, который, как пишет П. Фронкастель, <существует независимо от вещей, которые он освещает как невидимая, но реальная и однородная среда>. Брунеллески вошел в историю живописи с двумя небольшими панно, к несчастью не сохранившимися, которые были закончены в 1420 и изображали виды Флоренции: баптистерий, видимый из центральной двери собора, и палаццо Веккио, видимое с площади Синьории. Несомненно, они представляли собой опыты перспективы. Первое из них надо было рассматривать с помощью зеркала через маленькую дырочку, проделанную на месте центральной точки схода (понятие, которое было для него привычным). К тому же, это панно было помещено на хорошо отполированной пластине, в которой отражалось небо. Здесь невозможно

Дата публикации: 19-5-2010
Прочитано: 1560 раз
-  4  -
[<]1 | 2 | 3 |  4  | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11[>]