Поиск по сайту


       



Перспектива

Наука построения форм и определения пропорций
на нижнем крае композиции (то есть на будущей линии земли). На стене или даже на картине иногда вбивали два гвоздя (обнаружены их следы) и проводили линии. Затем строили в перспективе прямоугольники с линиями, параллельными основному зрительному лучу, пересекающиеся в центральной точке (будущая центральная точка схода). Уччелло развил этот метод, создав единое перспективное пространство. Иначе говоря, основываясь на методе мастерской, содержащем несвязанные элементы (что отнюдь не снижало выразительности произведений), Уччелло выстроил систему столь же логичную, как у Альберти, но менее абстрактную и, следовательно, более соответствующую живописной практике. Во фреске неизвестного мастера в Ассизи, изображающей Христа среди книжников, в одной сцене сочетаются перспективные построения, основанные на различных боковых точках. В одной из сцен знаменитой композиции Уччелло <Чудо с остией> (Урбино, Нац. гал. Марке) слева изображена комната, перпендикулярные линии которой сходятся к центральной точке схода, а справадругая комната, перпендикулярные линии которой уходят к точке, расположенной на витой колонне. В <Рождестве> из ц. СанМартино алла Скала во Флоренции этот прием <приводит к созданию панорамной композиции, в которой любая точка горизонта, если на ней останавливается глаз, оказывается центральной точкой схода> (Р. Клейн, 1961). В <Бичевании Христа> (Урбино, Нац. гал. Марке) Пьеро делла Франческа также использовал двухфокусную композицию, хотя сам он был теоретиком . Созданное им пространство очень отличается от пространства Уччелло; линия горизонта расположена очень низко. В начале своего расцвета линейная перспектива служила устремлениям самых разных творческих личностей. Леонардо да Винчи. Изучая все тонкости перспективы и пытаясь согласовать ее с <оптикой>, которая развивалась у него в направлении того, что мы называем восприятием, Леонардо да Винчи способствовал широкому распространению перспективы, но в то же время показал ее парадоксальный характер. В этом смысле позиция Леонардо очень близка позиции Альберти: перспектива для него не что иное, как видение предмета сквозь гладкое и прозрачное стекло, на поверхности которого можно отметить все видимое; линии между стеклом и предметами приобретают форму пирамиды. Но Леонардо прекрасно понимает, что изображение будет понастоящему соответствовать видимой реальности только в том случае, если рассматривать ее с фиксированной точки зрения, то есть одним глазом, и особенно с расстояния, соответствующего тому, которое отделяет глаз от картины. Во всех других случаях изображение будет в большей или меньшей мере деформировано. Прежде всего очевидно, что если смотреть на изображение, построенное по принципам центральной перспективы, со слишком близкого расстояния, то эффект схода будет менее заметным. Если же созерцать изображение с очень далекого расстояния, то эффект схода будет очень ясно выраженным. Особенно легко понять необходимость фиксированной точки зрения при анаморфозе, то есть когда правила линейной перспективы применяются к объекту, видимому с очень близкого расстояния. Предмет подвергается

Дата публикации: 19-5-2010
Прочитано: 1439 раз
-  6  -
[<]1 | 2 | 3 | 4 | 5 |  6  | 7 | 8 | 9 | 10 | 11[>]