Поиск по сайту


       



Перспектива

Наука построения форм и определения пропорций
такому искажению, что его уже нелегко узнать при другой точке зрения, отличной от точке зрения художника, создавшего анаморфическое изображение. Напротив, фиксированная точка зрения теряет свое значение, если предмет нарисован с достаточно далекого расстояния. Леонардо занимала и еще одна проблема. Линейная перспектива предусматривает только уменьшение предметов в глубину. Однако при наблюдении невооруженным взглядом происходит сильное боковое уменьшение. Чтобы воспроизвести этот эффект, надо использовать не плоскую, а сферическую поверхность или, по крайней мере, изогнуть все горизонтальные и вертикальные линии, за исключением линии горизонта и основной вертикальной линии. Довольно трудно судить о том, был ли этот вопрос для Леонардо только умозрительном или же он предполагал практическое применение. Очевидно лишь, что мы не знаем ни одного произведения, построенного по правилам этой криволинейной перспективы. Но в любом случае эти боковые искажения нельзя ставить в один ряд с уменьшением в глубину. Глаз в этом случае воспринимает картину как некий естественный вид, опять же при условии, что он находится на нужном расстоянии. Поэтому можно поддержать мнение Д. Джозеффи (1957), что в криволинейной перспективе, где живопись сама является объектом, послушным взгляду, происходит вторичное искажение или совмещение различных искажений. Но на этом трудности не заканчиваются. Линейная перспектива придает предметам форму без учета искажений, происходящих под действием света. По Леонардо, из предметов одной величины, расположенных на одинаковом расстоянии от глаза, более освещенный кажется больше и, наоборот, более темный кажется меньше. Наконец, Леонардо ставит вопрос и о воздушной перспективе, которая, смягчая контрасты, размывает формы удаленных предметов. Надо ли попытаться передать этот эффект в изображении или же предоставить глазу возможность <работать> перед картиной, как перед объектом природы? Все эти проблемы перспективы, затронутые художниками Ренессанса, приводят к вопросу, сформулированному Робертом Клейном (1961): <Если зрительный образ предполагает субъективную трансформацию впечатлений, надо ли в искусстве точно передавать результаты этого процессанапример, оптические иллюзииили же необходимо изображать вещи согласно рациональным представлениям, оставляя глазу возможность самому подвергать предмет тем же искажениям, что и чувственные данные, вызванные этим предметом?> Однако, очевидно, как пишет далее автор, что этот вопрос <не может быть решен, поскольку любой ответ приходит в конце концов к своей противоположности. Согласно объективному, научному методу, в картине не следует воспроизводить ошибки и недостатки зрения, но следует учитывать их при восприятии картины. Аналитический же подход, согласно которому все недостатки зрения должны быть отражены в картине, отрицает, таким образом, существование зрителя. Эта дилемма свидетельствует о глубокой двусмысленности использования перспективы в искусстве>. Но драма перспективы связана, на самом деле, с тем, что для изображения предметов художник использует листы бумаги, дерево, холст или стены, то есть, плоскую основу, которая сама по себе также является объектом. Двухфокусное зрение, которое, как всем известно, играет большую роль в нашем восприятии рельефа, подчеркивает несамостоятельность основы. Несомненно, именно поэтому Леонардо неоднократно советует смотреть на картину не только с определенного

Дата публикации: 19-5-2010
Прочитано: 1439 раз
-  7  -
[<]1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |  7  | 8 | 9 | 10 | 11[>]