Поиск по сайту


       



Перспектива

Наука построения форм и определения пропорций
расстояния, как мы обычно и делаем, а одним глазом и лучше через маленькое отверстие, как это было в случае с панно Брунеллески. Когда глаз приспосабливается, края отверстия становятся расплывчатыми, благодаря чему мы забываем о геометрической форме, ограничивающей картину, и о том, что это отверстие также является объектом. Тем самым границы между реальностью и картиной стираются, что создает иллюзию и значительно облегчает восприятие. Другой метод создания иллюзии заключается в продолжении архитектурных элементов, изображенных на картине, в пространство, где находится зритель. Так делали художники эпохи барокко. Трактаты о перспективе. Этот конфликт между геометрией и природой описан в <Кодексе Хёйгенса>, в котором нашли отражение идеи Леонардо (даже если Хёйгенс и не был его автором, как это часто допускают). Но авторы большей части других трактатов, посвященных перспективе, пытаются вслед за Альберти и Пьеро делла Франческа сделать из нее чисто геометрическую науку. Так, в своем трактате <О скульптуре>, написанном в 1504 в Падуе, Горикус отказывается от <естественной> перспективы ради весьма абстрактной <искусственной>. Трактат каноника Жана Пелерена, изданный в 1505, демонстрирует основные законы классической перспективы. Что касается Дюрера, то само название его труда (Париж, 1532) - - указывает на то, что этот предмет является для него неотъемлемой частью проблем, связанных с чистой геометрией. Как и все художники его времени, Дюрер, разумеется, был охвачен стремлением достичь истинного отображения окружающего мира, и для этого он разрабатывает приборы, вдохновленные принципом рисования на стекле, рекомендованным от Леонардо. Но, в отличие Леонардо, Дюрер не ставил себе целью получение полной иллюзии естественного видения. Вслед за работами Жана Пелерена и Дюрера появляется большое количество трактатов, посвященных перспективе, особенно в Нюрнберге и Венеции. Архитектор Серлио, например, исследует перспективу во второй части своей книги, посвященной Витрувию (1537). Он признает как , так и перспективу с центральной точкой схода. Он будет много заниматься театром, так же, как геометр Даниэль Барбаро. Во Франции Жан Кузен выпускает в 1563 книгу о перспективе, вдохновленную Жаном Пелереном и Дюрером, а архитектор Андруэ дю Серсо в 1576 трактат . В Венеции в 1594 появляется Сиригатти. Перспектива, таким образом, постепенно превращается в геометрическую науку и благодаря Гвидо Убальди и ЖераруДезаргу (1591-1661) тяготеет к проекционной геометрии. Художники же все меньше чувствуют к ней свою причастность. Выразительные возможности перспективы. На самом деле художники, проявляя сильный интерес к перспективе, никогда не соблюдали точно теоретические правила и приспособились к дуализму этой науки. Складывается впечатление, что перспектива была для них неким умозрительным построением, которое на практике допускает более или менее свободную трактовку. Не случайно, что страстное увлечение Уччелло перспективой иногда

Дата публикации: 19-5-2010
Прочитано: 1560 раз
-  8  -
[<]1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |  8  | 9 | 10 | 11[>]